Корабел-бутафор

Мой друг, бутафор из ТЮЗа Леонид Бутаков собирается построить по своим чертежам лодку и заняться уже на пенсии экскурсиями по Ангаре и ниже её по течению: катать туристов и для себя. Зачем ему это нужно и как всё будет выглядеть вскоре в итоге и рассказал нам сам дядя Лёня-корабел.

— За Оёком живёт моя мать. Там и планирую смастерить баркас. Но сначала его нужно рассчитать, спроектировать, но данный проект швертбота надо удлинить, испытать. Всё будет из водостойкой фанеры.  Задекорирую под дерево и в путь. Этой осенью выпилю заготовки и буду их крепить  ещё переборками. Технология предполагает каркас, высокую технологичность данного плав. средства. Доски древние мореплаватели раньше стягивали верёвками: гибкими корнями молодых сосёнок. Большие шитики, которые по большим рекам сплавлялись — были сделаны с большими будками комнатами, чердаками, или швертботы для перевозки коней, стандартные торговые плоскодонки.

Построим Кораблики

После карьеры бутафора в юношеском театре нашего зрителя, Леонид Константинович Бутаков решился на пенсии заняться кораблестроением. Мы так давно знаем друг друга, живя на одной улице, сколько вообще кажется я живу в Иркутске—лет этак двадцать—не меньше точно уже….

Мы плотно общаемся—почти все эти годы—особенно последние года два-три вообще не разлей! И стул починить и холст натянуть и что-то подкрасить или даже подшить—только к дяде Лёне иду. Жаль, что он вышел на пенсию. Но зато мы ж рядом живем! Стали ходить друг к другу в гости зато.

Именно теперь у нас есть лишний часик, чтоб поговорить о наших мечтах. До того работа его всё съедала—только на рукоделие оставалось время, между делом как говорится. Теперь о главном: Кораблях! Есть мечта у человека заняться на досуге постройкой и главное эксплуатацией корабля!

Казалось бы что особенно—бери и купи, плыви куда хошь—хоть на Аляску по рекам Сибири даже. Ан нет—для того, кто мастеровой принципиально важно плавать по тем морям, которые уже свои. Своя хата посреди своего местного озера—плавучий домик, ковчег, если хотите—сели и уплыли!!!

— Долблёный чёлн создан из куска цельного дерева. Конечно, в древности и люди и деревья были крупнее—бери и доводи до ума любого! Но ныне в Сибири дерева нужного диаметра просто не найдёшь. Но ранее чёлн долбился из тополя или осины—сушёно-смолёной— большого диаметра. Смоление и долбление—основные навыки для того, чтобы сделать своё каноэ для нужд дома, быта.  Моноксилы—супердеревья для долблёнок даже специально выращивались с внутр. Пазом.  До того дерево распаривают—его распирает, потом вставляют внутрь колышки-распорки для борта—который в свою очередь ещё наращивался перилами для держания волны к остойчивости.

Уверен, что в эпоху бездорожья чёлн и плот были первыми транспортными плавсредствами. Но на всех желающих больших деревьев не хватало—там где строили корабли—всё вчистую вырубали. К тому же долбить чёлн долго и тяжело—попробуй-ка вручную всё выруби изнутри равномерно…  Смолили к тому же снаружи и изнутри этот моноксил—тоже расходы и хлопоты.

Шитики и струги – это уже следующий этап кораблестроения. Плетут его из корня ёлки, у неё длинный и продолжительный корень.  Вобщем свои чудеса в решете. Изобилие технических приёмов и хитростей у сборно-сшитых корабликов неимоверное. Рассказывать всё обо всём тут не имеет смысла—разве, что для спецов это может быть интересно. Но дядя Лёня решил во что бы то ни стало соблюсти все аутентичные тонкости—разве что некие нюансы стоит додумывать самому.  Ну а испытывать и использовать для семейного отдыха и катания туристов кораблик можно уже в окрестностях родового села под Иркутском на Оёке—это и село и микро-речка такая там же… Коль уж по рекам Сибири в настоящее время возможно доплыть до самой Аляски—чего бы и нет?

 

Комментарии: 3 комментария

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста