БАРД И ЧЕЛОВЕК

Чем дольше люди живут, тем интенсивнее и чаще они хотят поделиться пережитым. Кто-то берёт в руки гитару, кто-то начинает рифмовать стихи.

Гость нашей редакции, скорее, естествоиспытатель и гуманист. То как он относится к людям и к жизни – а им был посвящён вечер 9 апреля в Потанинской библиотеке, очень ценно. Ну и мы конечно выяснили истоки. 

Какие у вас были мотивы из самого детства  для занятия творчеством?

— Творчеством, то есть изложением своей жизни, взглядов на всё и вся, занялся в зрелом возрасте, когда был накоплен жизненный опыт и максимально испытано лично всё, что положено настоящему мужику… Основным мотивом из детства считаю моё раннее приобщение к литературе: родители , живя и работая радистами-наблюдателями на  береговой байкальской  метеостанции (ГМС Томпа в устье бегущей с Баргузинского хребта реки Томпуды) обучили читать своего первенца в три года (!)….

С тех пор для меня основным жизненным богатством стали книги…Одиночная жизнь единственного малыша, затем подростка на оторванной от цивилизации метеостанции тоже послужила своеобразным мотивом… Созерцание уникальных по красоте пейзажей Баргузинских гор, величественного Байкала во все времена года, вошедшие в меня с молоком мамы, приобщение к рыбалке и охоте с 5-ти-6-ти летнего возраста, владение с шести лет азбукой Морзе всё это способствовало быстрому развитию… Стимулом послужило и наличие уникальной библиотеки в селе Максимово Усть-Кутского района Иркутской области, куда родители перевелись, так как мне, почти 8-и летнему подростку, пора было идти в школу, а там была 4-х классная начальная.

В небольшом, в 30-35 домов, селе были: сельсовет, медицинский пункт, почта, магазин  и, главное, – большая библиотека, которую к пятому классу перечитал в основном всю…Повезло и в пятом классе в железнодорожном посёлке Танхой уже на юге Байкала, куда был отправлен отцом к своим родителям; там тоже была большая библиотека. К концу восьмого класса была прочитана и она…

 

-Тихая мирная жизнь предков при царе почему-то была нарушена жестокими ветрами перемен.  Ведь тот, кто перестаёт замечать людскую слепоту и злобу, подвергает себя большим опасностям?

 -Ответ на этот вопрос невозможен без знания  элементарной истории начала двадцатого века. Истории, написанной не в школьных учебниках, которые пишутся и переписываются в угоду последующей власти и властителей, а истории на примере своего рода. Не буду пересказывать устные предания своего рода, они были записаны моим отцом по моей просьбе… А там более 200 страниц машинописного текста. Скажу только, что моими прадедами, дедами и отцами были испытаны все тяжести того времени от почти физического умирания от голода при продразвёрстках, до потери сыновей рода, моих дядей, на войне с фашизмом…

 

— Ваше творчество пронизано переломными моментами, не только своей, но и судьбами велик…  Как вам удалось в последний год существования СССР побывать в Англии и не много ни мало–всё лето и всюду там?-

 

-Вспоминаю 1989-ый. Начало октября. Посёлок Листвянка.

Открытие 1-ой международной конференции по проблемам Байкала (Англия, США,  Китай, Канада….), проводимая ЛИНом во главе с М. Грачёвым. Фуршет открытия. В гудящей толпе сталкиваюсь с высоким седым человеком с добрейшим вытянутым  лицом и детским взглядом. Знакомлюсь (вспомнился мой свободный разговорный английский язык.) Оказался свободным писателем, путешественником, экологом и публицистом, жителем Лондона, Джоном Массей Стюартом… Узнав, что у него ещё две недели визы в СССР, не задумываясь, приглашаю его к себе в гости в Бурятию в далекое (300 км на северо восток от Улан-Удэ село Комсомольское (бывшее Погромнинское).

На что без колебаний последовало согласие….

Разве мог я тогда предположить, что через каких-то неполных восемь месяцев этот Джон будет меня встречать на Вестминском подземном вокзале в Лондоне?..

Это было ответным благодарным ходом этого пожилого добрейшего человека с душой ребёнка в ответ на наше гостеприимство и почти двухнедельное  сопровождение его по республике Бурятия,  в моём Еравнинском районе, в Улан-Удэ, а после и в   Иркутске…

А чтобы гарантированно я смог выехать из существовавшего последний год СССР в капиталистическую страну, да ещё в такую(!) Джон устроил мне участие в 4-ом Всемирном конгрессе советских и восточно-европейских исследований, где я делал доклад на тему «Проблемы перестройки образования в Бурятской АССР»

Мной написанный доклад, на эту тему, к слову, был принят очень благосклонно представителями более чем ста стран мира и я получил приглашение повторить его в 6-ти университетах Великобритании. Из-за заканчивающейся визы удалось выступить и пообщаться со студентами только 2-ух Лондонских университетов…

 

Вся эта история описана мною в неплохой книге «Англия моими глазами» в двух частях. 1-ая часть называется «Тяжёлый путь за границу», вторая – «Встречи на Туманном Альбионе».

Её, а также другие мои творения можно прочитать на сайте «Проза.ру» на моей странице.

 

— Какие впечатления от альпинистских поездок и встреч (нужны ситуации) с друзьями, горами, песнями и событиями?

 

Впечатления от встреч  с друзьями самые тёплые и человечные. Они множество раз подтверждали и подтверждают известнейшие истины  от Антуана Экзюпери: “…Ничего нет в мире драгоценней уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради  материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел. Они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить…”

 

— Последний вопрос–нужны случаи из выручки друзей, в том числе спасений от смерти вас ими и их–вами для газеты. 

 

Рассказ «Как больно, милая, как странно» (проза.ру, моя страница)В нём описывается уникальнейший случай спасения моей жизни моим Другом от стопроцентной гибели в железнодорожной катастрофе… Женя Кашкаров просто вдруг заменил мой билет на скоростной поезд «Москва-Ленинград» на следующий, отходящий через час, чтобы ещё пообщаться немного после 5-летней разлуки. А мой поезд, где у меня был билет в первом вагоне, врезался на той огромной скорости во встречный товарняк…))))…

…Случаев за более чем 50-летнее хождение в горах спасения друзей было множество…стоит ли перечислять… Мы не считали это особым геройством..

 

…Например на Среднем Иркуте участница моей группы полетела с ледопада спиной на камни с 4-х метровой высоты и я успел броситься под неё… Мы оба поранились, получили синяки и ссадины, но жизнь была спасена…

 

…Там же в районе Мунку Сардыка в одно из восхождений на эту высочайшую точку Сибири и Дальнего востока мы, учителя из Еранинского района Бурятии, спасли группу американских горных туристов… Они тогда только к вечеру поднялись на вершину и, не оценивая опасности уже в темноте спустились к подножию… Оставив своих школьников, с которыми уже совершили восхождение, в базовом лагере, мы, трое взрослых (кроме меня были водитель и представитель очередной школы из моего Еравнинского района) далеко за полночь нашли уже выбившихся из сил иностранцев, под руки привели их в наш лагерь, обогрели, обсушили и уложили спать в свои спальники… Сами просидели до рассвета у костра…

Повторяю, подобных случаев было множество и мы не считали себя героями, а делали то, что нужно было на тот момент…

Хотя, порой на это требовались сверх усилия…

 

… Было несколько случаев  спасения людей моей кровью… То есть в нужный момент я сдавал её людям, почти ушедшим в иной мир и люди оживали…О том уникальном случае, произошедшем со мной и моей группой в районе пика Мунку Сардык и спасении участника, попавшего под камнепад и получившим травму головы, есть две моих статьи под названием «Нити добра и теплоты 1» и «Нити добра и теплоты 2» в Тункинской районной газете «Саяны».

 

 

Михаил Юровский

Комментарии: (1)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста