Возвращаюсь к незабвенному альбому Антона Чайковского «Испанская Осень», слушая и слушая эту 20-ти минутную вещь много-много раз. Не могу не расспросить своего друга об этом произведении ещё раз для детализации его глубинной подачи средневековой Испании.

Что Надоумило написать Испанский цикл мадригалов?

 

Эти песни писались в разное время и по разным поводам, и только спустя 10 лет были объединены в единое целое.  Удивленно  проглянула там испанщина в качестве колорита, но, все же это, наверное, Европейский альбом… Музыка, которой место в моем творчестве было всегда, но не всегда возможность представить все это в законченном произведении… Собственно, именно такая по музыкальному колориту музыка, в свое время, где-то на заре моей композиторской деятельности, представляла собой большую часть создаваемых произведений. Например, если послушать «Детский Альбом» 1997года – там эта тема тоже прослеживается. Я же происхождения европейского, родился на Украине, как бы там ни было, и, не смотря на уже долгую жизнь в Сибири, Иркутске, все эти темы для меня – корневые.. Уже поселившись здесь я стал постепенно впитывать такое характерное Сибирское влияние – музыки депрессивно-радикального анархопанка; вот эти все течения, выросшие из чисто Сибирского бульона – окраины империи, ссылок, таежной свободы и широты, независимости и жесткой доброты.  То есть для меня музыка «Испанской Осени» как раз – более исконная. Та вещь, которую живя здесь, в Сибири, я даже не брался воплощать, в виду ее исходной европейской чужеродности здешним местам и нравам. Но, с опытом, появилось и осознание, что за такое можно и нужно взяться. Так подобрался этот цикл, который формировался больше десятка лет и лежал под спудом.

Были ли ли какие-то ранние вычитанные очерки на эту тему?

 

Испания здесь, это конечно символ.. Не буквальный, но, тем не менее, по колориту – очень яркий. Я всегда увлекался историей, культурными пластами, в этом смысле именно Испания повлияла не больше и не меньше, чем все остальные культуры, те же японцы например..  Литература Сервантеса, живопись Веласкеса, пьесы Лопе де Веги – стандартный культурный код, но это лишь некоторые отблески великой европейской культуры. Собственно, главным для меня в этом смысле было влияние Шекспира. В частности, я, в свое время, на том же Д.А. 97 воспроизводил его сонеты в своем музыкальном прочтении. Но, нынешний альбом, 2018 года, действительно получился «испанским» по общему звучанию, что для меня, на самом деле, было достаточно неожиданно… Название, которое сразу объединило всё в единую концепцию – появилось буквально за пару месяцев до выхода альбома, перед созданием обложки. И оказалось единственно верным.

Или можно сказать, что это глубинная память из прошлых жизней?

 

Конечно. Это гены, помноженные на воспитание, и на собственные усилия по части углубления знаний. Я не вылезал из библиотек первые 20-30 существования на земле. Да и сейчас книги для меня – священные артефакты.

Они настолько трепетны и аутентичны, что оторопь берёт….

 

Слушателю виднее… Откровенно скажу, опубликование этих тем было для меня серьезным шагом. Пожалуй, здесь, в этих вещах, я меньше всего прикрыт официальной артистической маской. Хотя, сюжеты и антураж, повторюсь, не слишком типичны для здешних мест… Но это — мое «базовое нутро». Ну и чувства. Они, конечно, реальны. Иначе бы этих песен просто не существовало.

Как приходили идеи, откуда бралась фабула и эти   детали?

 

Вот интересно, что эта работа представляется настолько цельной со стороны, хотя вещи, из которых альбом состоит, создавались в очень разных местах и в очень разное время. То есть это буквально по крупицам собранный материал, разбросанный по разным временам предыдущих 20 лет. Сама старая вещь датируется, наверное, годом 99-2000-м,  поздняя, наверное, 2008-9 годов.. Да и саму запись я начал делать вот уже как 7-8 лет назад… Она долго лежала в запасниках, в полу готовом виде, а последнюю редактуру я сделал уже нынче, в 2017-м. И, как большинство работ последних лет, звукорежиссурой и мастеренгом мы занимались совместно с замечательным иркутским мастером звука Евгением Чекулаевым, которого я по праву могу назвать своим соавтором, поскольку, все мои музыкальные идеи он обильно сдобрил своими звуковыми изысками, и это блюдо получилось интересным нам обоим. Детали, «обстановка» этих произведений – не что-то специальное… Мне кажется очевидным культурный контекст, в котором почерпнуты эти образы… Это и европейские Middle Ages, и импрессионизм французов с модернистским символизмом Ейтса, и многое другое, что в свое время составляло багаж большинства представителей артистического круга.  Но, конечно, эти «декоративные» элементы, все-таки вторичны по отношению к главному – к чувствам, переживаниям и жизненным коллизиям персонажей. Вообще, я сам для себя оценивал направление этой работы как «современный декаданс», в том смысле, что весь набор культурных артефактов, представленный здесь – в какой-то степени давно стал «историей времен минувших», «чемоданом с редкостями», о предназначении которых современное айфонное поколение уже совершенно не представляет. Но, при этом, повествование о чувствах, трагедии, открытиях и катарсисе, любви, ненависти, печали, дружбе и веселии – всегда актуален, в какую бы личину не рядился Актер.

Говорят, немного сменив среду пребывания—мы сразу меняемся
Ты упоминал, что писал это всё в Новосибирске, не так ли?

 

Да, заглавную песню с этого альбома я написал в Новосибирске, будучи в длительной служебной командировке. И здесь, как и всегда в творчестве, имело значение не только очарование места и времени, но и, главным образом, состояние отшельничества, оторванности из привычного круга бытия, измождённости сознания, искривления привычной фабулы бытия,  что всегда на результатах творческих исканий сказывается наилучшим образом. Возможно, стабильное и ровное существование в круге повседневности помогает математическим расчетам, но, зачастую, для артистического творчества это прямая угроза смерти. Недаром подобные виды деятельности скопом называются очень, по-моему, точно – «свободные искусства».

Расскажи о прочих ярких альбомах—последнем в том числе,
Что надоумило его написать, что навеяло, какие люди в т.ч.

 

Следом за акустической «Испанской Осенью», которую я выпустил сольно, мы с группой ЧиТМ воплотили в жизнь, если так можно выразиться, «плановый» диск – альбом «Сказки Венского Леса», который был презентован в феврале 2018 года, и ознаменовал собой 20летие творческой биографии нашего коллектива. Этот альбом тоже не просто появился на свет — прошло больше двух лет от начала его создания, в который раз у нас изменился состав группы, попытки записи и компиляции были сделаны еще в 2015 году, но только после обновления состава мы приступили к полноценной записи. Специфичность нашего творчества заключается в том, что количество музыкального материала всегда превышает наши физические возможности по созданию альбомов – на это элементарно не хватает свободного времени. У нас достаточно жесткий и концертный график и довольно напряженное существование в традиционном социальном поле – дом, работа, обязанности, потребности. Есть еще и финансовый аспект, конечно. В общем, материал к этому альбому был подобран из многообразия имеющихся уже в наличии концертных номеров, разной степени древности и актуальности. Но именно благодаря этому, есть возможность подбирать кирпичики и делать цельное произведение в рамках одного диска. Ну, наверное, по названию концепция тоже вполне может быть определена – это слияние внутренней Вселенной с реалиями современного мира – где-то оно благотворное, как на заглавной песне «Сказки Венского леса», где-то диссонансное, как на открывающем диск треке «Индеец», напряженно-депрессивное, как в «Романе о заболевших кошках», а где-то эмоционально-трогательное, как в истории о расставании под названием «Пароход». Не обошлось без ностальгии по «славным денечкам» искреннего и наивного хиппизма («Не спи, зима»). Трагические стороны жизни, потери – были отражены в песне «Последние мечты».  Долженствующий императив Актера, Человека Сцены «делай, что должно, и будь, что будет»  – выражен в песне «Паяц». И про каждую песню здесь можно рассказать немало историй, как печальных, поучительных так и веселых. Но, конечно, лучше послушать сам альбом целиком. В общем, смею надеяться, что этот альбом получился достаточно интересным как музыкальном, так и в интеллектуальном плане.

Желаю всем нашим постоянным поклонникам и новым слушателям приятного прослушивания, и почаще бывать на живых концертах! И помните – мы живем и творим ДЛЯ ВАС.

 

Уж расскажи откуда дул испанский ветер?

 

Кто же из пишущих-творящих на холстах-струнах это расскажет?…  Это всё сверху, сбоку, из генетической памяти, материнской-отеческой, корневой и прочей… плюс Божья искра. Без нее никак. А еще, и отдельным блоком – советско-союзовский багаж культурных знаний, как бы сейчас не говорили про это… Хотя конечно Сервантес был почти вне программы, почти вне контента, но это именно, возможно и сыграло роль.. А сколько фильмов, которые – не спецэффекты ,не коллажи картинок а именно прочтения классики — от Благочестивой Марты до великолепного Труффальдино. Возможно тогда эта сублимированная культура даже была чуть больше европейской, чем сама Европа… В любом случае, эти потоки проходили через сознание и оставляли неизгладимый след, оставляли, возможно, именно по тому ,что работал контраст с действительностью, и то, что на стыке родилось в сознании было средним между реальностью-сказкой-ожиданием. Во всяком случае, быть в Испании и чувствовать ее – наверное, не всегда совпадает. А вот некое предвосхищение и пребывание «не здесь» — это уже возможность и право и привилегия художника.

 

Что читал и с кем общался, кто надоумил?

 

Прочитано было много, а более того – изобразительное искусство, Веласкес, Нуньес, Мурильо. Великолепный Лопе де Вега (и Мише Боярскому и Рите Тереховой  тоже спасибо за игру!), бесспорно фантасмагоричный Сервантес. Но ведь не только эти все испанцы. Все-таки культура европейская и весь слой ее отразился и в сюжетах и в музыке. Для меня, например, удивительно, что отсылка к Испании настолько «попала», ведь песни в альбом были включены очень разноплановые, однако именно этот контекст, испанский – всё привел к одному знаменателю. Я бы сказал, что без Шекспира – тоже не написал это. А здесь уже и с театралами были обширные контакты и с художниками – к своим ассоциациям примешивались и шумы постановок Вячеслава Кокорина и выставки живописцев-иркутян, и, конечно, музыкальные находки – от классических фламенковых гитаристов, до современных рокеров. Но, естественно, альбом – не стилизация совершенно. Это именно интуитивный поиск.

 

Как складывались рифмы и как шли образы

 

Поскольку альбом объединяет произведения примерно с 10-15 летним разбросом по появлению в мире, то отследить это теперь уже очень сложно, но попробую.

«Нам с тобой» — трудно назвать европейским фолком, и уж испанским тем более, но песня получилась и даже пошла в народ. А тема вечна – любовь и кровь, стремительный полет жизни в совместной любви и испытаниях. Но старался создать колорит все-таки именно традиционный. «Дозорные» — вообще по замыслу скорее русская народная, поскольку и сюжет такой отечественный, но мелодика проступает все равно «оттуда» да и персонажи больше Брейгелевские или из Сикстинской капеллы, скажем. Ну сам я пропитан Европой, ибо и оттуда родом и корнями. Вот «Голос моря» в альбоме, пожалуй, самая стилизованная тема, и, да это явно испанский берег – я его таким увидел внутри и спел. «Аве» — ну такой трагичный гимн любви именно в европейской трактовке, в духе мадригалов 16 века – всё патетично, драматично, и при этом – очень доверительно. Ну, можно сказать, что это один из дальних уголком моих «внутренних комнат».  «След ночной воды» — написан тоже по внутренней картинке – и это, пожалуй, современное впечатление от пустых, но до сих пор величественных замков Европы и Испании, конечно. Ожившая пустота, и наполнение стен, которое бушевало когда-то. Однако, проблемы-то вечные и актуальные для любого времени. Но вот этот антураж позволяет абстрагироваться от «дом-работа-супермаркет» современного бытия, отшелушить все эти пласты бытовухи и погрузиться в чистые эмоции. «Всадники апокалипсиса» — в чистом виде Альбрехт Дюреровская вещь, одноименная с гравюрой, ну своё музыкальное прочтение этого образа, и конечно, это европейская музыка, европейские образы, это те тени, которые будут окружать людей «не отсюда» при переходе в Горний мир. А вот «Испанская осень» — сама песня – это уже такая современная стилизация, где «испанское» вступление является прологом к осени, как таковой. Той самой осени, которая для одних – яд, для других отрада, для одних время смятения, для других – предельной ясности образов и действий. А песня «Без тебя» — посвящена самому дорогому и близкому мне в этой жизни человеку – моей жене. Так что, удивительно, что такое разномастье и разнотравье уместилось в одну концепцию. Собственно, Испания – это для меня сублимат вот этой «европейскости», той лирико-героической канвы, которой пропитана история континента, столь от нас далекого. Это такая квинтэссенция евро-культуры с хорошей долей пряностей, от чего грани этого явления воспринимаются только ярче.

Комментарии: 5 комментариев

  • А где Сальвадор с Бюнуэлем? Вот с музыкой испанцы подкачали почему то, надо туда наших заслать — пусть помогут друг другу культурным обменом.

  • Прочитал статью. Хорошо, что ты искренен и пишешь то, что думаешь. В этой правде сила и притягательность, потому как в ней же и конфликт. Но для тебя это норма, потому что вся твоя жизнь есть конфликт и поиски пути выхода из него. Потому что в действительности хотелось бы бытия безконфликтного, просто привычки, стереотипы и весь твой жизненный опыт не позволяют признать это. Писать можно вдохновляясь красотой и гармонией, усиливать это через призму своего восприятия, позволяя увидеть другим людям то прекрасное, что может быть в суете и бытовухе не замечается. Но твой ум настроен на конфликт, на поиск поводов для борьбы и возмущения. Именно это ты усиливаешь и транслируешь в мир. И на фоне кажущегося оптимизма остаётся неприятный осадок. Хотя пишешь ты, я уже говорил тебе об этом, интересно, искренне и где то даже красиво. Убери деготь из бочки с мёдом и все изменится. P. S. Мне не понравилось как ты написал о моей семье, особенно о детях. В тебе уже есть та мудрость, которая может избавить тебя от осуждения и пустого критиканства кого бы то ни было. Мы с тобой много говорили о принятии, а ты все равно скатывается в неприятие и осуждение. Спасибо, Миша, за то что учишь меня правде и прочитав твою статью, я понял как сильно я их люблю такими, какие они есть. И ничего кроме благодарности нет в моей душе. Благодарю за то, что ты есть в моей жизни!

  • O да, опыт души во все времена одинаковый, декорации разные ). Согласна на все сто

  • Очень интересно читать, захотелось послушать эту музыку. Фото в статье временами напоминают смайлы (стиль поколения айфонов )), когда вставляются картинки на каждое ключевое слово 😉

  • Я не стал даже читать этот материал. Сразу спустился в комменты. Миша пишет просто отлично, это признают все, думаю, без спора и обсуждения, но на что хотелось бы обратить внимание? Миша, ты в чем-то интересен своей писаниной, а в чем-то тупишь немного. Любому читателю нравится развитие события и динамика изменений по ходу текста. Мы любим, когда мысль, высказанная автором порождает положительные эмоции и желание в чем-то подражать герою публикации. Мы любим действие и положительный результат. С огромным удовольствием перечитываю Рафаэля Сабатини, его роман «Скарамуш». Там сюжет построен именно таким образом; мысль, действие, результат! У тебя пока наблюдаю только созерцание. Действуй по жизни и в творчестве! Выдумывай и ищи героев, способных на поступок ради реализации своей идеи. Это понравится читателям. А от тебя пока несет скукой, так как нет динамики в тексте, одни картинки ставишь, думая ими завлечь читателя. Нужен драйв, движение, действие и красивый результат. Вот тебе пример из сериала «Воронины», когда Николай Степанович говорит о своей жизни; роддом, школа, ФЗУ, завод, кладбище! Коротко, но предельно ясно. Жизнь тем и хороша, что ее суть можно уложить в три, четыре слова, за которыми можно предполагать все, что угодно… Додумай.

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста