В мастерской художника побывало немало выдающихся людей, в том числе народный артист СССР Михаил Ульянов, исполнивший роль Ленина.
Анатолий Костовский остается колоритнейшим свидетелем иркутской действительности. Немудрено, что многие холсты мэтра закуплены художественным музеем. Именно здесь и проходила недавно выставка, посвященная 80-летию автора. Правда, с опозданием на один год, ну да ничего, говорит Анатолий Георгиевич, кто понял жизнь — тот не торопится.
Он любит прислушиваться к человеку, наблюдать как бы невзначай, ненароком изучая, потом только, как ваятель — модели, советует, где сесть, в каком темпе говорить, куда смотреть. Находясь у него в мастерской вместе с тремя юными художницами и фотографом, мы все были заворожены его отношением. Он быстро менял картины на мольберте, и от этого эффект Великого Актера, который держит в подчинении весь зрительный зал, только усиливался.
— Теперь нам не хватает метеослужб, которые раньше были
разбросаны вдоль Байкала: на Ольхоне, в Байкальске, на
Ушканьих островах. По ним-то мы и ездили все долгие лета.
Кстати, они гораздо точнее прогноз погоды предсказывали,
чем единая спутниковая метеослужба. Вот в прошлом году
я поехал на Ольхон с семьей, и меня очень поразило, какие
перемены там произошли. Этот остров знаю очень хорошо,
как и весь Байкал, — бывал там с экспедицией неоднократно.
Так вот за полторы недели жизни там мы ни одного омуля
не ели. Во всем этом прослеживается действие нашей власти
ненормальной. Разрушен рыбозавод, жители ловят с расчетом на туристов, и все…
То, что станет художником, Анатолий Георгиевич знал с пяти лет.
Спустя три года после войны 20-летний Костовский пришел в
художественное училище и продолжил свою практику в Приморье,
где он рисовал отправляемые домой сослуживцами вместо
фотокарточек их портретики. Набивал руку. Потом были
пейзажи окрестностей Николаевска-на-Амуре, Монголии,
речки Тунгуски, Байкала. А еще — деревянный Иркутск,
летний покос, перегретая золотая степь, грозные реки.
Но больше всего мастеру удается одухотворять колоритнейших типажей.
— Очень интересный человек был тунгусский охотник Дамдин, с ним я познакомился когда-то у окрестностей легендарной речки Подкаменной Тунгуски, где тот жил в чуме с русской женой… А ты что, хочешь написать и об этом? — удивляется самому себе Анатолий Георгиевич и, кажется, по-детски смущается.
— Актер Михаил Ульянов у меня в мастерской взобрался как-то
на верхотуру и оттуда все изучал. Его жена в шутку жаловалась:
он после роли Ленина всегда ищет возвышенность для декламаций.
А тот, недолго думая, нашелся: тут же монолог Ильича из фильма выдал, мы зааплодировали.
— А вот река текла по одному руслу — и вдруг его изменила! — тут же переключившись, Костовский уже с увлечением демонстрирует очередной пейзаж.
На вопрос, что за речка, говорит —
просто какая-то речка, какая разница,
мол. В самом деле, никакой —
важно впечатление. Хотя специально
для задавателей глупостей поясняет:
да, речка, которая впадает в Баргузин, ясно?
— Есть такой распадок, «Алла» называется,
— поясняет, — нужно о нем рассказать?
Может он рассказать о каждом камне, встреченном на пути,
да только вот зачем, когда он во всех оттенках изображен…
Например, вот весна — да какая! В Иркутске в июне только снег сошел — глаза разбегаются.
— Вот в степь к монголам приехали гости, все самозабвенно сели пить чай. В юрту попрятались. А лошади их покорно ждут. Меня это так поразило, что именно их преданность и изобразил в итоге. Отдельная тема — канонизация Байкала. Или вот 90-летняя самая настоящая фотомодель. То есть с фигурой модели! Переселенка, очень активная женщина, мать большого семейства. — У нас в Сибири были поля, где сеяли хлеб и его убирали, народ в деревнях был занят. Было свое молоко, свои стада, я с деревней сызмальства тесно связан. — Художник показывает на штабеля холстов, складированные в мастерской от пола до потолка.
— А это вот Бирюлька — эпизод, когда началось планомерное уничтожение якобы неперспективных деревень. Раньше сидишь в деревне у окна, что на главную улицу выходит, по ней идет стадо в 400 голов, колхозное, а еще столько же частных буренок — кормилиц больших и крепких семей. А сейчас две-три коровенки! Дальше скорбную песнь ушедшему изобилию можно не петь. В монологе Анатолия Георгиевича кроется большой смысл, так же как и в его картинах — простых и понятных на первый взгляд. Но чем пристальнее рассматриваешь, тем больше начинаешь понимать глубину замысла мастера. Может, в этом и состоит сила искусства?
Анатолий Костовский — редкий тип художника, признанного современниками при жизни. Оставаясь верным традициям русской реалистической школы, он сумел выработать собственную узнаваемую манеру и неповторимый художественный почерк. Его живописные произведения обладают звучным красочным колоритом, нередко построенным на контрастирующих цветовых пятнах. Экспрессивная манера письма неизменно вызывает непосредственный эмоциональный отклик зрителя. Жанровое разнообразие включает в себя портрет, пейзаж, натюрморт.
Герои портретных произведений Костовского — члены семьи, художники, писатели, ученые. Анатолий Георгиевич имел широкий круг знакомств, чему немало способствовала его активная общественная деятельность: выступления в защиту Байкала, памятников иркутской старины. В портрете Костовский сконцентрирован на характере человека, его внутреннем мире, жизненном опыте.
Пейзажи Костовского передают искреннее любование и эмоциональное переживание смены состояний природы, лирическое восприятие атмосферы деревянного Иркутска. Яркими впечатлениями отозвались в творчестве автора поездки в Монголию. Экзотика восточной страны, ее природные особенности, общение с обитателями монгольских степей, переданные в присущем оригинальном характере живописи художника
Хорошо, что у нас есть такие прекрасные художники как Анатолий Георгиевич. Долгих лет и новых творческих успехов!