Шулунова Родина журавлей

Язык сибирской природы, язык зримого мира разнотравья,

кочевых переходов и летних светлых изб так и наступает на

зрителя с картин Карла Ефимовича Шулунова.

Словно вбирая в свои глубинные пестрые объятия каждого,

кто только краем глаза увидал все это.

Про него можно сказать словами Леонардо, что живописец

спорит и соревнуется с самой Природой. Его большие композиции,

убедительные по форме, изящные по мысли, чувству, величавые проповеди гнева,

надежды и любви – тех первоосновных чувств, на которых строились

самобытные общины Прибайкалья, какими полна грудь людей, 

росших на основах братства и взаимоуважения, чтящих старый мир гармонии и труда.

На полотне «Кочевье Хонгодоров» волы прут каркас юрты

с летним пологом среди трав по колено. Впереди на лошади едет хозяин семейства

с малышом на луке седла. Рядом везет кого-то верблюд, а на первом плане мирно

топают дружным строем козы. Венчает все это фон бирюзово-снежных предгорий Хамар-Дабана.

А приглядевшись у кромки горизонта можно разглядеть целый табор переселенцев.

И такой глубокой тенью тайного значения вроде бы рядовой сцены пронизаны

все картины иркутского художника Карла Шулунова.

Он родился за два года до начала Великой Отечественной Войны в Улан-Удэ.

В конце 60-х окончил Иркутской художественное училище,

работал и учителем рисования в школе и чертежником в

проектном институте, занимался и вопросами технической

эстетики в отделе главного конструктора завода им. Куйбышева.

Портреты и пейзажи Карла Шулунова хранятся в Москве и Пекине,

многие полотна закуплены национальным музеем Усть-Орды,

масса холстов хранится в частных коллекциях во многих уголках всего мира.

Пока мы пили чай, в гости к Шулунову зашел Анатолий Костовский,

приведя с собой коллекционера из Петербурга Ольгу. Она в массовом

порядке закупила картины Карла Шулунова. И не мудрено –

после всяческих  переборов в питерском искусстве мода

на старый добрый реализм и его мастеров возвращается.

Кому захочется долго в доме держать абстракцию?

Другое дело – часть самой матери Природы, которая всегда будет утешать, и ободрять вас.

Ведь хорошая живопись – это настоящая музыка, мелодия поющего миру песнь сознания. Искренность и скромность холстов художника видна во всем. Будь то застывшие в узком дверном проеме деревенского дома «Подружки» или сидящие на жердях «Пацаны». Или чета пожилых людей, застывших на окраине родного села  с видом на далекое синее небо: «Летят журавли». И хоть их на холсте и не разглядеть – так высоки, но они чувствуются…

В свой 71 год Карл Ефимович еще умудряется и сторожить. А познакомила нас иркутская же художница-прикладница Наталья Балакина, с которой Шулунов долгие годы делит одну мастерскую на площади Декабристов. Невольно поражаешься, какое это сложное искусство – живопись.

Я выражаю в одной фразе то, что художник с трудом набрасывает в течении недели.

А горе его в том, что он знает, видит и чувствует подобно мне,

но не может этого выразить так же скоро, и потому не знает удовлетворения.

И конца сюжета.

Михаил Юровский

 

 

Комментарии: 3 комментария

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста