Шулунова Родина журавлей
Язык сибирской природы, язык зримого мира разнотравья,
кочевых переходов и летних светлых изб так и наступает на
зрителя с картин Карла Ефимовича Шулунова.
Словно вбирая в свои глубинные пестрые объятия каждого,
кто только краем глаза увидал все это.
Про него можно сказать словами Леонардо, что живописец
спорит и соревнуется с самой Природой. Его большие композиции,
убедительные по форме, изящные по мысли, чувству, величавые проповеди гнева,
надежды и любви – тех первоосновных чувств, на которых строились
самобытные общины Прибайкалья, какими полна грудь людей,
росших на основах братства и взаимоуважения, чтящих старый мир гармонии и труда.
На полотне «Кочевье Хонгодоров» волы прут каркас юрты
с летним пологом среди трав по колено. Впереди на лошади едет хозяин семейства
с малышом на луке седла. Рядом везет кого-то верблюд, а на первом плане мирно
топают дружным строем козы. Венчает все это фон бирюзово-снежных предгорий Хамар-Дабана.
А приглядевшись у кромки горизонта можно разглядеть целый табор переселенцев.
И такой глубокой тенью тайного значения вроде бы рядовой сцены пронизаны
все картины иркутского художника Карла Шулунова.
Он родился за два года до начала Великой Отечественной Войны в Улан-Удэ.
В конце 60-х окончил Иркутской художественное училище,
работал и учителем рисования в школе и чертежником в
проектном институте, занимался и вопросами технической
эстетики в отделе главного конструктора завода им. Куйбышева.
Портреты и пейзажи Карла Шулунова хранятся в Москве и Пекине,
многие полотна закуплены национальным музеем Усть-Орды,
масса холстов хранится в частных коллекциях во многих уголках всего мира.
Пока мы пили чай, в гости к Шулунову зашел Анатолий Костовский,
приведя с собой коллекционера из Петербурга Ольгу. Она в массовом
порядке закупила картины Карла Шулунова. И не мудрено –
после всяческих переборов в питерском искусстве мода
на старый добрый реализм и его мастеров возвращается.
Кому захочется долго в доме держать абстракцию?
Другое дело – часть самой матери Природы, которая всегда будет утешать, и ободрять вас.
Ведь хорошая живопись – это настоящая музыка, мелодия поющего миру песнь сознания. Искренность и скромность холстов художника видна во всем. Будь то застывшие в узком дверном проеме деревенского дома «Подружки» или сидящие на жердях «Пацаны». Или чета пожилых людей, застывших на окраине родного села с видом на далекое синее небо: «Летят журавли». И хоть их на холсте и не разглядеть – так высоки, но они чувствуются…
В свой 71 год Карл Ефимович еще умудряется и сторожить. А познакомила нас иркутская же художница-прикладница Наталья Балакина, с которой Шулунов долгие годы делит одну мастерскую на площади Декабристов. Невольно поражаешься, какое это сложное искусство – живопись.
Я выражаю в одной фразе то, что художник с трудом набрасывает в течении недели.
А горе его в том, что он знает, видит и чувствует подобно мне,
но не может этого выразить так же скоро, и потому не знает удовлетворения.
И конца сюжета.
Михаил Юровский
Отличный художник! Больше хороших картин и цвета!
Превосходный мастер! Редкий талант!)
И ты, Михаил, тоже мастер. Только слова)