Когда Алтай становится спасительным словом. Когда из мрака тщеты и нужды только это слово: Алтай дает сил жить и желать скорее вырваться туда – в луга и добрые ландшафты, реки и горы…
Недаром говорят: хотите узнать Сибирь – посетите сначала суровый Байкал, потом наш нежный Алтай, ну а уж если вы правда гуру Пути – роскошная Тува тоже ждёт вас и очень сильно удивит…
Если первое место обычно ветреное, второе чаще влажное, третье скорее удивит своим теплом. Если весь Байкал на 99% окружен горами, то и Алтай, да и Тува тоже. Только Алтай вечно юн, Тува уже более степна и монголиста, чем какой другой район необъятной бескрайней Сибириады…
Но если объехать весь Алтай – из края в край – то вы уж тем самым коснётесь тувинских степей и массы озёр Байкала – просто всё это есть в нем – как в родственниках черты друг друга – повсюду. Озеро Арукеш – в нацпарке «Уч Энмек», с недавних пор стало посещаемым многими группами…
Ручейки и коровки
Так получилось, что в этот приезд ручьи под воздействием жары в массе своей пересохли. Тут мы как дети ходили с Петрой мерить ручьи в высокогорье – за много километров в глубь тайги повыше. И вот, презрев комаров и возможных медведей двигаемся в глубь тайги по кромке пересохшей реки…
Валерий просил нас считать его коров. А Петра просто вскормила из соски не ходящего телёнка… Это стоило ей и мне постоянных потуг поднимать маленького бычка на ноги и кормить его соской. Но особой песней было само возвращение стада коров домой – с песнями, плясками, разумеется. Тихо они не шли никогда. Экое стадо слонов. Без эмоций к дому они не подходили здесь никогда.
Досуг наш в доме-храме был крайне неприхотлив: утренний чай, завтрак, мне – турник, посиделки у дома – на солнцепёке. Простое лицезрение Природы – лугов и гор, и самоощущение себя в этом. Где-то жизнь замирает. Она становится углублённо-осмысленной. Остановка и обретение покоя.
И вот мы короткими переходами отправляемся – вверх по ручью. В тапочках по лесной просеке. По петляющей дороге мимо сопок с лесами, да при сказочной растительности в рост человека… Пробираясь сквозь заросли, купаясь в ледяных ручьях, и идя по руслам рек по камням, песку, по валежнику – сразу становишься частью того счастья, как детстве – никакого разделения с миром. И так длится час, два, три – пока не надоест. С виду полная бессмысленность. Но радость огромна.
Она переполняет тебя – эти простые радости, такие как утренний помыв под шлангом из ручья, баня и носка воды в неё, колка дров и топка ими печи – всё это как первооткрытие. Не забывается. Посиделки и чайные церемонии – за цельнодеревянным столом на массивных табуретках из бука.
Здесь должна быть маральная ферма. Но маралов давно нет. Электричество-то отсутствует давно. Только коровы и кони. Валерий раньше держал и кур, и кроликов – сейчас говорит: «Не морочусь». Разве что туристы приедут за запахом тайги – тогда да, их надо на конях водить по окрестностям… При нас приехали два отца семейства со своими юными дочерями. Отцы. Дети. Кони. Все в горы. Прогулка на Караколы и катание там на снежных горках — в июльскую-то жару — и купание в озерах.
В конце – всеобщий отъезд от Ингурёка на ПАЗике – где все радостные и довольные едут домой. Харизма отцов поблёкла на фоне радости детей, обновлённых трёхдневной горной прогулкой… Каким образом ведётся хозяйство и как коровы и кони пасутся и сами возвращаются в стойбище? Если бы не эти чудеса – когда потерянный табун вернулся вдруг после двухлетнего отсутствия…
Комментарии: (0)