Вот уже третий день живу в Кологриве. Сюда заехал – услышав об этом месте от одного маститого исследователя Арктики. Он на старости лет решился сюда перебраться навсегда. Хвалил эти места. Приехав сюда из Москвы сначала поездом до Неи, а потом КАМАЗами, застал очень дождливую погоду: почти что Моршанск – городок в Тамбовской области – столицу известной марки махорки. Тут же гусиная столица! Гуси по весне во множестве транзитом пересекают именно что Кологрив…
О древности этого названия говорит феномен «коло» – ключевая часть в названии города. «Коло» — основное понятие в славянском мировоззрении. Оно означает время, ось священного времени, которая его держит. И вокруг времени. Полярная звезда, одиноко, вечно и неподвижно висящая на ночном небе, называлась у славян «Кол». Медленно крутится этот коловорот и отмеряет суть всего сущего. В давние времена центром Мироздания считалась Полярная Звезда, а не Солнце. Она была священной звездой для славян. Видимо здесь, на холмах, возносили славяне хвалу Колу — Полярной звезде. И богу Велесу – создавшему этот мир…. Тут вечно горел огонь богу Велесу. К этому месту совершали паломничество древние славяне, которые шли сюда со всех краёв на поклон богу Велесу.
Дом, в котором живу, открыл для меня коллега по перу. Хозяин уехал надолго по работе. Центр города. Представьте себе двухэтажный дом из белого кирпича. Далее с улицы идёт на второй этаж лестница мансардного типа. Меня сюда заселил и привёл коллега, друг хозяина. Пришли сюда мы дождливым вечером. Не было пробки в электросчётчике – он у соседа пробку взял. Тут разлажена вся водопроводная сеть. Еле-еле включили электропечь, отопление же всюду печное… И сыро очень… Всюду вещи лежат: как будто собирались уезжать, да всё не собрались… И сам оттого не знаешь – надолго ли ты тут. Может навсегда, а может тебе полчаса на сборы оставят. Кто знает? Пока я не особо рвусь изучать окрестности. Хотя меня в музей отправляли, и даже там рядом есть человек – меня подвозивший – он пригласил меня в гости. Надо будет зайти. А в понедельник уже на работу устраиваться. Был тут у директора заповедника, а потом и в редакцию зашёл. Пишите!
Прошедшая ночь, в отличие от двух предыдущих, была практически без сна. Только на рассвете уснул. Тревога не давала расслабиться. Тем более, что, наконец, поднес микро-дары домовому. Надо было сразу догадаться – это сделать. А то как-то нежданно-негаданно подселился внаглую… Но зато никаких видений или шумов. Просто тревога, не спадавшая с уходом тьмы. Возможно, я возбудил интерес тонких сил тут и они меня долго и тщательно изучали. А я не мог отключиться. Впрочем, надо бы и честь знать – начинать изучать окрестности. Тем более, раз районка сможет мне выделить печатное место, чуть платить – значит внешним силам интересно, что о них напишу.
Часы как осень
И вот мой первый визит в музей. Старинный особняк со множеством картин, как будто из Европы. И параллели с прочитанными готическими романами Эдгара По навевают прежде всего ретро-часы. Невероятной сложности резьба по дереву демонстрирует высочайшее мастерство резчика. В обрамлении дубовых листьев с одной стороны циферблата вырезан из породы заяц, с другой — рябчик. А венчает всё монументальная голова косули. Кажется нереальным сам факт резки. Это больше напоминает литьё – так продуманно и убедительно вылеплено всё. Осенний натюрморт.
Проведший здесь своё детдомовское детство костромской журналист Шпанченко очень часто от старожилов слышал, что тот, кто заведет их – умрёт в одночасье. В тридцатых годах один из кологривчан на спор завёл их, и на рассвете его нашли уже мёртвым… Смельчаков же проделать это уж больше не находится. Одну из стрелок слоновой кости даже сняли. Раньше убирали и ключ от часов – он прямо под циферблатом — поясняет уже мне директор музея Ольга Смирнова. И говорит, что раньше даже прятали ключик… Наверное, неспроста музею и передали так просто эту редкую по изяществу и древности вещь. От одного из исполкомов Мантуровского района, ещё в первое десятилетие после революции. Видать обожглись на них новые экспроприаторы…
Комментарии: (0)