Стела Кругобайкальской Железной Дороги. Фото: Azъ / Яндекс Фотки

Стела Кругобайкальской Железной Дороги. Фото: Azъ / Яндекс Фотки

Участок южного Байкала от Слюдяки до порта Байкал – почти Листвянки (через Ангару) можно пролететь за день на электричке. А можно и пройтись пешком по музейному участку Кругобайкальской железной дороги, который тянется от южного Култука до порта Байкал.

По шпалам… к закату

Так получилось, что мы втроем решились посвятить несколько дней пешему походу по КБЖД. Тут сразу надо оговориться, что если у вас нет практики многодневных переходов с рюкзаками – то лучше потренироваться где-то в другом месте. Ибо идти по шпалам и по щебенке, которой обсыпана вся железка не очень удобно. А если решились – не отступать.

Для этого нужно доехать поездом по Култука. От туда уж, запасаясь нужными вам в пути продуктами, отправив поздравительные открытки друзьям с сельской почты можно идти. Если это начало лета – июнь, то надо знать, что вода в Байкале ещё очень студеная – лед только в конце мая сходит. Потому, несмотря на яркое солнце вряд ли удастся искупаться. Ниже самого Култука раскинулась зеленая пойменная долина, где иногда стоит вода. Но мощь Байкала и живописный горный ландшафт по обеим сторонам кажутся крылами моря. Вода сочится сквозь камни, везде находит приют, лишь человек не может найти себя в людях. И он отправляется в горы, лес чтобы лучше узнать себя и быть счастливым. Палатка, спальник и котелок – вот все, что нужно для этого. Остальное по вашему вкусу.

Если вы пройдете за первый день километров 15-20 – это уже очень приличная разминка. Ведь надо ещё успевать фотографировать или снимать фильм как делали тогда мы. Плюс куда-то надо перевешивать такой вдруг тяжелый рюкзак. Смотреть под ноги и в даль… Тот не имеет дна, кто смотрит в небо, но мудрый даже достигнув дна – обретает Бездну. И вот кажется, километров через семь от Култука подходим к водозаборной станции. Пяток дворов и куча дворняжек. Но уже можно присесть и пообщаться с местными водокачками. Впечатления – самые замечательные. Это совершенно другой мощный Байкал, не тот, что мы привыкли видеть в Листвянке, Слюдянке: другая природа, другие пейзажи. Чистый и дикий берег. Местами есть турбазы, но не много, и выглядят все очень опрятно. Делали частые остановки, где захочется, фотографировали, смотрели, трогали руками. Камни так плотно в тоннелях пригнаны – игле не войти. Искупаться можно, и поесть копченой рыбы. Надо дать возможность телу привыкнуть к нагрузке. Гнать себя красота тут не позволит…

Наконец, вечер у костра. Закат солнца примиряет контраст между светлым и темным. Вот так и последнее мгновенье примеряет нас с неизбежным. Байкал облачился в багряный хитон заходящего солнца, и о, ум наш, укрась себя песней благодарения отходящему дню. Уже очень похоже на яркое кино, в котором мы главные герои, сценаристы и режиссеры. Ещё есть масса сгущенки, смешав которую с черным чаем получаем байкальский напиток.

На следующий день мы пересекали станцию Ангасолка. Тут есть знаменитый мост, на котором тренируются альпинисты, кедровая лощина и журчащий ручей и ледяное море. При желании можно посетить музей с копиями картин Николая Константиновича Рериха. А можно проведать нашего друга питерского архитектора буддиста и мастера на все руки. Уникумов тут полно. Помогли ему выстлать полы в старом доме бывших военных казарм.

Далее следует станция Маритуй с малость маргинальным населением, фантастические туннели и вот он долгожданный порт Байкал на пятый день!.. Вплоть до 1949 года по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба, переведённый в 1949 году на вновь построенный дублирующий участок железной дороги от Иркутска через пос. Большой Луг до южной оконечности Байкала – Слюдянки. Участок дороги от станции Иркутск — порт Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища. Теперь в порту лишь дачи и музейчик.

Первый раз в третий класс

В тёплое время года тут два раза в неделю идет электричка. От Иркутска до Слюдянки она едет по действующему электрифицированному участку Транссиба (в самой красивой его части), в Слюдянке к ней прицепляют тепловоз, который тащит электричку по КБЖД (электрификации там нет) до порта Байкал. Отправляясь из Иркутска утром по средам и субботам, электричка прибывает в порт Байкал лишь вечером, ночует там и на следующие дни, четверг и воскресенье, её тащат по КБЖД обратно и вечером она прибывает в Иркутск. На КБЖД она делает несколько 30-минутных и одну часовую остановку, в ходе которых турист разбегается смотреть всякие вкусности. Ещё часть люда использует её в качестве транспорта, чтобы достичь какой-либо конкретной платформы или станции (в частности, там есть дома отдыха). Например, в Ангасолке – рядом с живописным музеем Рерихов. В порте Байкал уже есть паром на другой берег Ангары, в Листвянку, откуда до Иркутска за час можно доехать на автобусе. Электричка содержит в себе шесть вагонов 1/2 классов с экскурсией и дорогими билетами, и один (средний) вагон 3 класса – как в обычной электричке. При этом в вагоне 3 класса можно занять любое удобное место с видом на Байкал или на массив скал, а не только то, что предложат в дорогих вагонах 1 и 2 класса. Но лучше все же идти пешком с целью изучения всех инженерных сооружений.

Таким количеством инженерных сооружений не может похвастаться ни одна другая железная дорога России. Этот участок сравнивают с «Зоной» Стругацких. Не потому, что здесь можно блуждать, а потому, что вам постоянно приходится переходить из одного измерения в иное. От света к тени, от тепла, к холоду. Около 40 действующих тоннелей, немалое количество заброшенных тоннелей, противообвальные галереи, бесчисленные изящные мосты – это всё 89 км заповедного байкальского пути. А рядом ледяной Байкал!

КБЖД место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, в мире. Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными неповторяющимися скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером; местами к озеру подходят отдельно стоящие массивы, находящиеся далеко от основных хребтов. Если взглянуть на карту, то окажется, что дорога действительно делает полукруг. Отсюда и название: Кругобайкальская железная дорога или попросту — «Кругобайкалка».

Немного истории… Когда-то давно, еще в конце XIX века, Россия приняла решение о строительстве железной дороги, соединяющей Центральную Россию и Дальний Восток. В 1898 г. были произведены изыскания вдоль берега Байкала. В 1902 г. была закончена трассировка и утверждена смета на строительство Кругобайкальской железной дороги. По сложности и стоимости этот участок не имел себе равных в России. Дорогу вели то на вырубленных скальных склонах, то в многочисленных туннелях, то на мостах и виадуках, то на подпорных стенках над самим озером. Строили ее в основном сосланные в Сибирь каторжники. Самую красивую, западную часть дороги, делали поляки и прибалты, итальянцы и албанцы. Всего было задействовано около 15000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибло до 100 человек…

Берег каторгой пронизан

Самые впечатляющие и сложные сооружения на Кругобайкальской дороге – это туннели и галереи. Испытываешь странные ощущения, входя в их прохладную темноту. Трудно понять, как здесь сто лет назад при свете керосиновых фонарей работали люди, рискуя быть погребенными под тяжестью горных пород. Пробивка туннелей сквозь многочисленные утесы и мысы (а их получилось 39) осуществлялась вручную. На каждый километр пути было израсходовано по одному вагону взрывчатого вещества.

За 1902-1904 гг. было построено 6 больших виадуков, 18 труб и лотков, 5 больших железных мостов. При проведении второго пути в 1910-х годах появилось еще столько же. Для хода первого пути использовались местные природные материалы, а для второго все сооружения уже делали железобетонными. В 1905 г. Кругобайкальская дорога была принята в постоянную эксплуатацию. Вторые пути начали сооружать в 1911 г., и с 1914 г. дорога стала двухколейной.

Здесь же находится Темная падь-2 (с первой Темной пади пешие туристы обычно начинают свое путешествие по Кругобайкалке). Название это вызывает самые простые ассоциации – тьма, мрак. Однако мало кто знает, что русские взяли это слово от тюркского «туман» — бесчисленное множество. В Сибири богатых людей часто именовали «темными» — то есть владеющими большим количеством добра. Так что падь Темная может быть не только туманной, но и богатой.

Существует легенда – если баклан совьет гнездо на дереве, дерево засохнет. Именно поэтому эта байкальская птица селится на скалах. На Байкале очень популярно название Бакланий. Перейдя реку Большой Баранчик на 80 км, через четыре километра можно выйти на Бакланий мыс, рядом с которым находится одноименный туннель. Бакланом в Сибири называют дикого гуся. Но у тюркоязычных народов так зачастую называли и упитанного ягненка и вообще рослое и толстое животное. А вот у русских каторжан бакланом называли уже глупого человека, которого можно было «пощипать» как жирного гуся.

Еще одна загадка Кругобайкалки находится на 89 километре. Здесь на территории в несколько км расположен знаменитый Каторжанский комплекс – река Каторжанка, мыс и туннель Каторжанские. Откуда здесь взялись такие названия, определить трудно. Известно, что КБЖД строили и каторжане, но на западном участке они не работали. Известно, что туннель и мыс получили названия от реки Каторжанки. В проекте строительства Кругобайкалки было зафиксировано, что всем участкам пути будут даваться те имена, которые были здесь раньше. Может быть, строители русифицировали бурятское слово «хэдэргэ» — нож для скобления шкур? Ведь у коренных народов Сибири бытовало и другое название этого ножа — «катырга». Так или иначе, но пока загадка Каторжанки не раскрыта. А русское слово каторга пришло к нам от греков – так в свое время называлось любое дело, работу.

На 91 км находится комплекс «Мыс Толстый». Очевидно, давая название этому месту, строители дороги имели ввиду не только длину, ширину, или высоту мыса, но и то, что этот участок был особой точкой в пути. Словари свидетельствуют, что слово «толстый» означает не только жирный и тучный, но и «важный», значимый. Кроме того, слово «толстый» намекает и на особенную природу этого места – изобильную и разнообразную. Именно здесь находится естественный музей редких и эндемичных растений западной части КБЖД.

Комментарии: (1)

  • Миша, может помнишь меня, мы общались с тобой у Гаража, в «Акулу» ходили пить какао, ловить Wi-Fi…мне Володька скинул ссылку твоей статьи о Байкале, мне очень- очень понравилось, ты-умничка, интересно пишешь, приятно читать!!!СУПЕР!!!

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста