Гари Гротберг: Мои дети – мои органы

05.07.2010

Самый титулованный органист и основатель целой органной традиции Гари Гротберг посетил Иркутск в рамках фестиваля «Звезды на Байкале». Маэстро дал два концерта в католическом костеле, оценив состояние Иркутского органа на твёрдую четверку с плюсом. В день прилета в гостинице «Ангара» после изнурительного перелета и репетиции мы с Гари Яковлевичем посидели до полуночи в ночном кафе.

— Больше всего на свете я переживаю за состоянием органов и слежу за тем, чтобы они не гибли. Однажды в Чехословакии мне пришлось отказаться играть на органе из-за того, что он был в ненадлежащем состоянии. Когда я начинал свою концертную деятельность, в СССР было лишь семь органов, теперь же их больше семидесяти. В том числе это и заслуга вашего покорного слуги. Сейчас же коммерциализация коснулась и органов! Ведь, находясь здесь в Сибири, я больше всего боюсь, что в Москве чиновники могут перепродать орган из концертного зала Чайковского. К их великой скорби они это могут сделать лишь за моей спиной. Они просто могут объявить инструмент банкротом и выставить его на торги… Якобы на том основании, что он в плохом состоянии. А ведь органы очень дорого настраивать, не то что реставрировать. Чиновники же на завышенной искусственно цене за ремонт могут очень легко заработать, как и на медицине…
Органная музыка как никакая имеет торжественное и сакральное содержание, возвышая дух и давя мужество и стойкость людям не только в повседневной суете, но и являясь прекрасным обрамлением для религиозных богослужений. Гари Гротберг в свои 80 лет просто излучает спокойное самообладание и невозмутимо исполняет самые виртуозные партии, считая это своим долгом перед обществом, невзирая ни на какие бедствия и предубеждения. Руки у него молодые.
— Мои родители не были музыкантами. Разве что папа немного пел. Но, как и всякий беззаветно преданный музыке человек, я с самого раннего детства начал приобщаться к музыке. Родился я в Клайпеде, в Литве, точнее на Курской косе – приграничной территории, на неком стыке культур. Это отложило отпечаток на всю мою жизнь. С детства меня завораживали готические соборы и строгость и грандиозная красота огранной классической музыки. Её апологетом и проводником я и стал. Увы, ныне широкие массы не интересуются классикой. А ведь в ней, как и в классической литературе все начинается и кончается человечностью. Постижением мира и обогащением души.
К сожалению, сетует маэстро, мир музыкантов сейчас, как и любая творческая среда крайне разобщен. Есть любимчики власти – послушные и прогнозируемые, а есть и изгои и бунтари. А удел всех объединений людей по цеховому признаку имеет теперь не товарищеский окрас, а уж скорее напоминает заговор: они не любят друг друга, скорее боятся, потому они лишь сообщники. Музыка же всегда индивидуальна и не взвешивается ни на каких весах, кроме почета у публики. Ещё древние говорили, что друзья по пище и питью не могут быть друзьями в делах серьезных…
— В отличии от материальных благ духовная пища не осязаема и неощутима мгновенно. Молодые люди крайне обедняют себя внутренне, не интересуясь литературой, живописью и классической музыкой. В эти особые миры духа трудно войти из-за нарастающей в мире суеты, но полезно остаться и жить служением людям и открытием божественных замыслов Творца в каждом человеке. Увы, лично мое мировое гастролирование и открытие музыки высших сфер для всех стало возможным слишком поздно. Меня власти никуда не отпускали. Начав свой путь в 55 году, впервые в Польшу я выехал лишь в 69-м. Тогда говорили «Курица не птица, Польша не заграница»
Гротберг стал органистом при Московской филармонии по рекомендации пианиста Святослава Рихтера. Родным языком Гари Яковлевича был немецкий – так было записано в анкетных данных. Его музыкальное рвение не поддерживали даже в семье – переселенцы из ранее оккупированных территорий прикладывали все усилия, чтобы вовсе слиться с советским социалистическим строем. Несмотря на то, что пропаганде классики на советском ТВ уделялось много внимания. Были вставки с концертов между передачами. Сейчас же даже буржуазное Эхо Москвы «брезгует» шедеврами классики, предпочитая ставить джаз в угоду своей развращенной попсой аудитории. Более того, по словам Гротберга, даже директора филармоний чаще всего не ходят на концерты… Надо признаться, мэтр не доверяет не только чиновникам и коллегам, но и журналистам. Не мудрено, особенно когда каждый день сталкиваешься с верхоглядством, алчностью и суждением, оставляющем желать лучшего всему живому, не подотчетному мнению «профи» от кошелька.
Являясь главным органистом Московской филармонии 55-й сезон, Гротберг является идеологом, инициатором и настройщиком органов в Твери, почетным гражданином которой он я является, Самаре, Калининграде, Ярославле, Астрахани, Новосибирске, Кемерово, Красноярске, Омске, Иркутске и Сочи. Возглавляет совет по органостроению России, а в Советском Союзе был замом председателя аналогичной структуры – тогда то была абсолютно бесплатная общественная работа Поручив юному Гротбергу такую ответственную работу, власти меж тем заграницу его не пущали. А без обмена опытом в этом редком виде мастерства приходилось все осваивать самому. Нельзя было идти далеко в органном деле, особенно тогда, когда коллеги и начальство не склонны были извинять и поощрять. Особенно теперь, когда живя в столице, Гротберг наблюдает, что большинство людей интересуют только деньги, а не искусство. Все норовят сами стать чиновниками. Присасывание к госбюджету всех и вся уже сгубило не одну цивилизацию – от Древнего Рима до китайских империй или цивилизаций инков до Древнего Египта, но, увы, всё повторяется вновь и вновь. Ныне не став на госрельсы ты становишься обречен на вымирание.
Впервые столкнувшись с номенклатурой в 78 и 80-х годах, когда в строившейся Пицунде они дружно строем с охраной ходили на концерты Гротберга в абхазский православный собор, расположенный там через дорогу от правительственной дачи. До выступлений органиста там были склады, но благодаря патронажу министр культуры Грузинской ССР Отару Тактакишвили, Гротбергу удалось развлекать высоких госслужащих. Ещё неоштукатуренный склеп создавал сюрреалистическую картину, став мостом между вечной культурой и мишурой скоротечной власти. Там бывали Суслов, Шеварднадзе, вспоминает маэстро, говоря, что они смотрели всегда сквозь него, словно вглядываясь в пыль веков, желая увидеть себя среди паутинных сетей… Лишь раз с барского стол КПССников органисту достался ящик вина и букет уже не нужных им цветов.
— Если в зале чувствуется, что люди любят органную музыку и знают мое яркое исполнительское мастерство – то играть на порядок легче. Зрители участвуют своим вниманием в моем искусстве. Кроме того взаимоуважение и этика всех и к каждому – единственное непременное условие для прогресса в мире муз. Иначе воинственность и стяжательство так называемых звезд, их себялюбивый интерес и интриги против конкурентов губят на корню даже живую музыку. Меня же любят, сам не знаю за что очень многие. Может потому, что я им дарю редкие минуты счастья. Ещё Аристотель замечал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Чтобы дух не менялся в стадных рефлексивных импульсах, культивируемых ТВ, наверное и существует особый мир органа – подлинной машины времени, того инструмента, что за минуты способен поднять сознание к высшим сферам, дав каждому шанс постичь свое небесное предназначение и гармонию неба.

Гарри Яковлевич Гротберг — советский и российский органист. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ. Был известен своими интерпретациями Баха. Он был почётным членом Баховского и Генделевского обществ в Германии. Входил в состав жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге.

Михаил Юровский

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста