Песни Жизни

Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека. Николая Прошина невозможно забыть. Человек совсем другой эпохи и спайки. Мы с ним познакомились как с учителем одной выдающейся ученицы.  Оказалось, что у него настолько уникальная биография, что пройти мимо неё невозможно. Он так спел оперным голосом на одной кухне, что мы все замерли. И осталась пауза, затянувшаяся на несколько лет. Прежде чем появилась возможность задать ему ряд вопросов.

Николай Прошин – заслуженный артист России. Он выпустил на мировую оперную сцену таких учеников как Мария Космарева, выступающая в Израильском оперном театре, Жанна Зильберберг, лауреат международного конкурса в Нью-Йорке, Нью-Йоркской оперы, иркутянин Глеб Перязев, ведущий солист Мариинского театра, иркутянка Майрам Соколова, выступающая последние два года в Большом театре столицы нашей Родины.

Биография самого Николая Александровича Прошина уникальна. Он родился в ГУЛАГе в 47-м… В спец поселении под Воркутой. Отца репрессировали за то, что он как будущий офицер проявил недостаточно бдительности в отношении своего соседа по комнате, который якобы являлся немецким шпионом. Ну и как немецкого шпиона взял с последнего курса Военно-Медицинской академии. «Пришили» попросту недоносительство – на соседа по его комнате в общежитии. Угар шпиономании придумал дьявольские формулировки, по которым следователи сажали каждого, кто соприкасался с вероятным шпионом. Тогда ради «профилактической беседы» работник НКВД заманил Александра Прошина с прогулки по улице и закрыл в Крестах.

— Как вышло, что вы родились в ГУЛАГе в 1947? Как был ваш отец и из какого класса?

— Лагерь. Моего отца, Прошина Александра Тимофееча (1905 г р) с последнего курса военно-медицинской академии (учился на военного хирурга) в Ленинграде, в 1933 году забрали в «Кресты» по 58 статье. Сидя в камере он просил его выпустить на государственные экзамены. В то время. Он по наивности своей полагал, что это ошибка и его отпустят со дня на день. Отсидел он 25 лет.

— Насколько я понял из ваших обмолвок, вы по настоянию отца остались жить в Сибири.

— Отец у меня был из Подмосковья, Балашиха. Рабочий, «Ченовец» (комсомольский отряд). Закончил рабфак, поступил в Академию. Впереди была ясная и светлая дорога. Был Парторгом курса.

— После первого срока, он решил поехать на юг, погреть косточки. Устроился работать в амбулаторию в Армавире. Но это была ошибка. Если бы он не поехал, а остался на Севере, его бы не посадили во второй раз. И когда закончился второй срок (ГУЛАГ, Воркута), он со всей своей семьей (уже было трое детей), решил забраться поглубже в Сибирь, чтобы не посадили в третий раз. Мы поселились на сельскохозяйственной опытной станции под городом Тулун, Иркутской области.

— У вас какие были прецеденты к тому, чтобы не уезжать в регион ваших предков у вас лично?

— Мама у меня (Вера Николаевна Прошина) из Калуги, потомственная дворянка. Прадед по материнской линии в Калуге основал художественный музей (Никанор Дмитриевич Васильев). Он был врач, у него не было детей. После смерти все передал своему брату, моему родному прадеду Дмитрию Дмитриевичу Васильеву. Во время революции он передал музей и два дома Советскому государству. Я служил в армии, после армии поступил учиться в Москву в институт имени Гнесиных, в класс народного артиста Норцова Пантелеймона Марковича Норцова, где учился 7 лет. Затем работал в театрах и филармониях России, но за границу меня не выпускали до распада союза.

— Много бывая, общаясь и соприкасаясь с людьми больших городов запада страны, кого помните?

— Из людей, которые мне запомнились (западный регион) особо хочется выделить Наталью Дмитриевну Шпиллер (немка, дворянка, умница). Читал в прессе, что была любовницей Сталина. Она руководила нашей кафедрой в институте им. Гнесиных. Мой педагог, великий русский певец, лучший Онегин всех времен. У не было детей, он привечал меня как сына. Я много раз был у него в гостях.

 

Первый человек, который повлиял на становления меня как личности-это моя мама (1920 г.р.). Очень одаренная пианистка. Из музыкальной школы в Калуге, она поступила на последний курс музыкального училища при московской консерватории. Но учиться помешала война. Попали в оккупацию всей семьёй. В дальнейшем, когда пришли наши войска ее происхождение сыграло роль. А обвинение состояло в том, что она во время оккупации не сохранила комсомольского билета. Срок был не большой, всего 2 года. В лагере они и встретились с отцом (была у него медсестрой).

— Какие люди, ученики, в том числе или хадж–учителя, посвятившие себя искусству вам помнятся?

— Я очень рад тому, что вернувшись в мой любимый город на берегу Байкала, встретил таких людей, с которыми проходило мое основное творчество. Это прежде всего Лев Ашотович Касабов (заслуженные артист), руководитель камерного оркестра в Иркутской областной Филармонии. Большой музыкант, пользующийся абсолютным авторитетом у музыкантов. Много программ было спето с ним. Дмитрий Иванович Басков. Профессор, выпускник Ленинградской консерватории, с которым я спел очень много сольных программ. Это концерт романсов Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и т.д. Сотрудничал с камерным оркестром од управлением заслуженного артиста России Карпенко Владимира. Было очень много концертов с ансамблем «Барокко», под управлением Майи Крутиковой. Ну и конечно же последняя опора моей души, это заслуженный артист Михаил Клейн, с которым было спето очень много концертов и в городе, и за его пределами.

Последний мой концерт был как раз перед ковидными временами с солистами Мариинского театра, с Глебом Перязевым и Екатериной Гончаровой. А потом, люди просто престали ходить в концертные залы. Мои ученики поют в Большом театре, Мариинском театре, в Германии, Америке, Израиле…. и др.

– Я учился у ровесника ХХ века Пантелеймона Марковича Норцова в Москве. Он был носителем уникальных певческих традиций. Они были из крестьянской семьи родом с Украины. В детстве пел в хоре при церкви. Монах – в прошлом оперный певец – опробовал на детском голосе Нарцова взрослые приемы. Результат был исключительным. Голосом смог виртуозно овладеть и ребенок. Норцов был солистом в оперных театрах страны. В 1925—1954 годах – солист Большого театра. В 1951—1962 годах преподавал в Московском педагогическом институте имен Гнесиных, с 1962 года — в МГК имени П. И. Чайковского. С 1973 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Николай Прошин считает Пантелеймона Норцова своим духовным учителем.

То, как держится и общается сам Николай Александрович, – это целиком и полностью русская классика. Только среди героев И. Бунина таких людей можно распознать. Для беседы с ним нам был дан древний купеческий дом на набережной Ангары. И, вдохновленный простором и уютом русской купеческой избы, Прошин исполнил в просторном помещении несколько романсов. Мы были потрясены. Все долго молчали. Одно жгучее ощущение ностальгии по уходящей в небытие культурной и самобытной России. За окном мчались машины, кипел шумом злачный ночной клуб…

Беседовал Михаил Юровский

Николай Александрович Прошин (1947, г. Воркута, Коми АССР, РСФСР, СССР) — оперный, концертный, камерный певец, преподаватель. Заслуженный артист России.

Родился в ГУЛАГе, в спецпоселении под Воркутой. Окончил Московскую музыкальную академию имени Гнесиных. Своим духовным учителем Н.А. Прошин считает преподавателя музыкальной академии, народного артиста России, профессора П.М. Норцова.

Солист Пермского оперного театра и филармонии (1976–1979), Иркутского музыкального театра (1979–1995), солист Иркутской областной филармонии. Его стиль – законченность и правдивость создаваемых образов. Артист, наделённый убедительностью, огромным исполнительским темпераментом, он может заворожить и растрогать любую публику. В его репертуаре – оперные партии Жермона в «Травиате», Фигаро в «Севильском цирюльнике», Онегина. Глубок и обширен камерный репертуар – кантаты Баха, арии из опер Г. Генделя, вокальные циклы Р. Шумана и Ф. Шуберта, неаполитанские песни на языке оригинала, произведения русских и советских композиторов, народные песни. «Сочетание вокальной, музыкальной и общей культуры, тонкое чувство стиля позволяют Николаю Прошину быть достойным проводником духовного наследия великих композиторов-классиков. Иркутяне любят его творчество, наполняя концертные залы, горячо и восторженно принимают певца», — пишет о нём художественный руководитель филармонии М.Н. Токарская. Иркутский живописец О.В. Беседин написал выразительный портрет Н.А. Прошина. Является членом Союза театральных деятелей, членом художественного Совета Иркутского отделения Союза концертных деятелей РФ, членом Российской общественной академии «Голос».

Заслуженный артист России (1992).

Комментарии: 2 комментария

  • Однако вкратце про обогащение мошны, ума (да с духом). Да все б ничего, если б в характеристике сто раз не упомянул о дворянском происхождении, что само по себе подразумевает богатства отнюдь не духа. Это так треперь важно? их настоящее супер дворянское происхождение?

  • Всё так потому что, хорошее воспитание — это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других. Ну а кто раньше сделал свои ошибки, тот быстрее научился. Их карма рода. И раз человек эти всё таки гордится—вправе ли мне это вычёркивать?!

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста