Органист Дечебал

Мы уже который раз говорим с Дечебалом и всегда этот человек раскрывается с совсем иной грани. Его эрудиции и трудолюбию, а также умению вкрадчиво, но внушительно доносить до широкой публики вовсе уж не очень доступные истины, можно только в хорошем смысле позавидовать. Часто пресса балует люд лишь одним и тем же перечнем имён “звёзд”, раскрученных на узком сегменте уныло монотонных треков. А тут человек положил жизнь на донесение сложнейшей камерной классической музыки обществу. И при этом не то, чтобы кто-то из моих коллег с ним говорил в прессе, нет уж—человек не из пула бессменных работников культа “ура”. Дечебал с юности сочиняет музыку, только это мало кто знает…

— Не секрет, что люди, работающие в сфере культуры, художественной или музыкальной, больше всего хотят прикоснуться к канонам жанра, прежде всего на месте возникновения её, съездить туда.

— Не могу похвастать какой-то обширной географией поездок. Из всех посещённых стран особо запала в душу Италия. Масса впечатлений от природы, архитектуры, культуры, людей. Там своя школа органной музыки. Сама Италия в эпоху барокко была законодательница мод. Но самая великая классическая органная музыка – это прежде всего Германия. Она тоже хороша. К сожалению, я там далеко не всё увидел, что очень давно хотел. Там я был в творческой командировке, как представитель Иркутска в городе-побратиме Пфорцхайм. Играл свою музыку, знакомился с простыми людьми, и отметил для себя, что простые люди везде в основном хорошие, миролюбивые, доброжелательные. В тысячный раз убедился, что простым людям враждовать не о чем.

Никогда не был в Англии, Испании, Португалии. Даже на родине отца, в Румынии ни разу не был. И теперь не ясно, когда это получится сделать.

— Вы так пропагандируете органную музыку, что играете вместе с дудуком и с саксофоном.

— Действительно, когда всё только начиналось, я даже представить себе не мог, насколько всё получится органично. Я очень благодарен моим друзьям Мартину Казаряну, и Андрею Гедеону за совместное творчество. Публика встречает наши дуэты исключительно тепло.

— Считается, что классика и джаз противоположные вещи, а джаз и вовсе третья грань плоскости.

— Строго говоря, мы джаз не играем. У нас скорее классический кроссовер на грани классики, рока, этнической музыки, популярной музыки. Строгих академических музыкантов что-то из этого может коробить, и даже возмущать. Кроссовер – это нередко ходьба по краю хорошего вкуса. Но почему-то именно там растут особенно сладкие плоды.

— А как вы ориентируетесь на пожилых людей в зале?

— Знаете, мне очень нравятся пожилые люди. Прежде  всего, своей искренностью. В молодости наш внутренний мир прячется за внешней статью, свежестью, красотой. А с годами внутренний мир человека проявляется на его теле. Если человек всю жизнь злился и хмурился, к старости злобное выражение застывает на его лице, как приклеенная маска. А у доброго, светлого человека даже морщинки добрые. Доброта вообще очень красит людей. А какая-нибудь стервозная топ-модель в старости обычно похожа на бабу Ягу.

Я и сам уже не мальчик. И хотя словосочетание «пожилой человек» примерять к себе не тороплюсь, но понимаю, что придётся. Шестой десяток уже как-никак…

Утешает то, что практически все классические органные композиторы для своего времени старели поздно и жили долго. Возможно, органная музыка обладает таким живительным качеством. А может быть дело в душевной гармонии, в единстве с Богом, с Вселенной, в общем духовном здоровье.

В отличие, например, от композиторов-романтиков, которые наоборот были, в основном, людьми смятенными, тонкими, ранимыми, болезненными. Причем и душой и телом. Ну и жили, как правило, недолго.

— А Бетховена на орган вы не думали переложить?

— Думал и перекладывал. Притом, что сам Бетховен для органа не писал, и далеко не всё у него может быть сыграно на органе. Скажем, знаменитая 1-я часть Лунной сонаты в органном переложении теряет всю свою мягкость и нежность. Не красиво! Грубо получается. А вот какие-нибудь простые, ясные сонаты вроде 19-й или 20-й очень даже неплохо звучат.

С Гедеоном в программе «Рок – это судьба» мы играем 1-ю часть 5-й симфонии. Той самой где «судьба стучится в дверь»: Та-та-та-таааа! Вот здесь звук органа очень хорошо передаёт мощь и красочность симфонического оркестра. Когда мы только разучивали эту композицию, то получали от каждой репетиции массу удовольствия. Настоящая рок-музыка 19-го века! Столько силы, огня, красоты! Аж до мурашек!

 

— Ну а были ли случаи–люди говорили может–о чудодейственном исцелении самой вашей музыкой?

Регулярно после концертов ко мне подходят разные люди со словами благодарности. И именно пожилые люди отмечают, что после концерта им стало легче, душа очистилась, телесная боль отступила. Конечно, я не претендую на роль целителя, но, тем не менее, моё глубокое убеждение, что чистая и созидательная музыка лечит, исцеляет.

В 20-м веке изобрели оружие массового поражения. Так вот высокая музыка и шире – культура – это нечто прямо противоположное. Это оружие массового исцеления.

Даже предания старины об этом рассказывают. Так в Библии говорится, как юный Давид исцелял душу царя Саула игрой на Псалтири. Пифагор по легенде исцелил музыкой некоего безумного юношу. А имя легендарного певца древности Орфей переводится как «исцеляющий светом».

 

— Расскажите какие благотворительные программы для детей и инвалидов вы в своё время сыграли?

Одно время в органном зале проходили концерты для совсем маленьких детей. Им стелили коврики, давали игрушки и они занимались своими делами под классическую музыку. Сейчас таких концертов нет. Возможно по причине организационных сложностей.

Ну а вообще на моих концертах не то, чтобы часто, но регулярно присутствуют люди с синдромом Дауна, ДЦП, аутисты. Есть и завсегдатаи. Причём опекуны этих замечательных людей отмечают, что музыка действует на них благотворно.

— И наконец помимо увлечения музыкой как ещё, кроме чтения конечно, досуг коротать умудряетесь?

Самым большим моим увлечением кроме концертной деятельности является создание радиопередач цикла «Музыка жизни». Они транслируются для довольно скромной аудитории иркутского проводного радио (Иркутский городской радиоканал). Ну и в интернет, конечно, выкладываю.

На сегодняшний день готово 83 очень разных выпусков. Тут и о композиторах, и о музыкальных инструментах, и о национальных культурах и много о чём ещё. Причём мне очень важно сказать и показать то, чего никто другой не говорит и не показывает. А если показывает то иначе. Особенно нравятся обще-философские темы. Например: «О любви», «О прогрессе», «О патриотизме», «О будущем» и т.д.

Проект совершенно благотворительный. Я сам сочиняю текст, подбираю музыку, записываю голос, монтирую и приношу на радио готовый получасовой трек.

Получаю массу удовольствия. Сам процесс настолько увлекательный, что радость от него полностью компенсирует отсутствие официального признания и, тем более, гонораров.

Неоднократно отправлял эти передачи в редакции всевозможных радиостанций вроде  «Культура» или радио «Орфей» с предложениями сотрудничества. Полный игнор. Подавал заявку на губернаторскую премию – то же самое. К сожалению, официальному Иркутску этот проект не важен и не интересен от слова «совсем». Зато есть горячий отклик от простых слушателей! В том числе из других городов и даже из-за рубежа. Там тоже есть русскоязычные слушатели!

В этом смысле «Слава интернету!» В наше время распространять информацию значительно проще, чем во времена моего детства. Хотя и в Сети тоже свои сложности. Наибольшее число симпатий («лайков») в том же Youtube получает деградационный контент. Рейтинг «разумного, доброго, вечного» несравненно ниже.

Но тут утешают слова Христа: «Не бойся, малое стадо!» Святые всегда были в меньшинстве, гении всегда были в меньшинстве, творцы всегда были в меньшинстве. Вообще выдающиеся люди всегда в меньшинстве. Но именно они в конечном итоге определяют ход Истории.

Даже если посмотреть на небо. Звёзды на фоне необозримых пространств космического мрака – ничтожные точки света, занимающие почти нулевой объём. Но именно они своим светом формируют облик Вселенной.

Так что дерзновение моё очень простое: быть звездой. Но только не в пошлом шоуменском смысле «super-star». Это всё фальшь и от лукавого. Хочется быть звездой, в смысле «источник Света». Быть может не такой величины, как Бах или Моцарт. Пусть не первой, пусть даже 101-й величины. Но всё же звездой!

Комментарии: (1)

  • Ты много про кого писал уже. В твоей голове целаz библиотека разношерстных личностей!) За столько лет там целый архив 🙂
    Есть, наверное, самые запоминающийся личности?
    Экстраординарные!?) Вырвала из контекста, это у тебя Румыны в родне или у музыканта?

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста