Интервью с писателем Асовым

Прожив после утонувшего Крымска у дольменов, обнаружил там же известного стратега альтернативной русской истории писателя Асова, ещё одного автора уж более чем 50 книг.

— Александр, хотелось бы для читателей уточнить: как из исследователя недр морей вы стали первооткрывателем Атлантиды?

— Уточню – меня можно назвать первооткрывателем именно Черноморской Атлантиды. Я профессионально, как геофизик по первой профессии, ещё в 80-е годы занимался древними катастрофами, в том числе той, что послужила формированию Черноморской впадины. Около 4-го тысячелетия до нашей эры после землетрясения раскрылся пролив Дарданеллы, и воды Средиземного моря хлынули в Чёрное. Уровень воды быстро поднялся метров на сто-двести. Все побережье ушло под воду.
Я занимался этим, как геохронолог (это раздел геофизики), и одновременно я искал свидетельства о той грандиозной катастрофе в источниках античных… Их было много. Выяснилось, что большая часть свидетельств об Атлантиде сами находят меня. Это несложно по отношению именно к Атлантиде Черноморской. Хоть, конечно, были и катастрофы более древние, и о них также остались следы в легендах. Об этом я и написал свою первую книгу. 
Теперь эти мои работы вылились в целый ряд научно-популярных книг об Атлантиде, Библейских катастрофах и прочем, вышедших миллионными тиражами. Они используются, к примеру, американским океанологом Робертом Бэллардом из Колумбийского университета, организующим экспедиции в Чёрное море в поисках следов допотопных цивилизаций.

— История первой напечатанной книги всегда окутана мистикой, особенно это интересно тем пишущим, которым не суждено пока ещё издаться….

— Первой напечатали мою книгу «Будет ли конец света?» в издательстве «Знание», тиражом сразу 3 миллиона экземпляров. Было это в 1991 году. Как?  Просто я принёс в издательство рукопись – и её напечатали. Бывает, ведь, и так.  До этого три года ходил по издательствам с рукописями в жанре художественной литературы, но их не печатали.
Следующую книгу «Веды Руси: Песни птицы Гамаюн. Велесова книга» (50 000 тираж) напечатали уже в издательстве при журнале «Наука и религия», где я работал. Объявили подписку в журнале после нескольких статей на тему, и получился такой тираж. Это была первая книга на тему мифов русского язычества после десятилетий запретов и молчания. 
А чтобы напечатать третью мою книгу «Златая книга Коляды» (10 000 тираж), я продал единственную на ту пору свою квартиру. Потом был дефолт и все деньги сгорели, на какое-то время я тогда лишился жилья, но книга всё таки вышла и разошлась неплохо.
И это неправда, что после первой напечатанной и даже успешной книги все идёт проще. Немного проще становится, наверное, после десятой-двадцатой… Тогда уже издательства сами ищут тебя и предлагают договоры и прочее… Но и после нужно много-много работать, чтобы подтверждать каждый раз свою состоятельность как писателя.

— Тут не помешает яркая история вашего прихода в «религию» через «науку», точнее вливание в редакцию журнала «Наука и религия» поле контакта с НЛО. Как будто там ждали?

— Ну, не знаю насколько эта история яркая. Скорее странная, и для меня тоже. Но факт остается фактом. Одной из причин, подвигшей меня пойти работать в сей научно-популярный журнал, была встреча… ну, да с НЛО. Этот загадочный феномен длился более трех часов в Москве, на улице Островитянова близ Дома аспирантов и студентов, где я тогда имел койку. Было это 21 декабря 1989 года.  Его засвидетельствовали сотни москвичей, сотрудники милиции и т.п. Есть снимки полета того НЛО. Также сообщало ТВ в вечерних новостях, и газета «Труд» за 22 и 24 декабря (статьи «НЛО над Москвой», «Назойливые пришельцы»). 
Для меня это явление так и осталось загадкой, как и для всех. Что видел? Немногое. Будто бы светящийся шар, быстро ушедший за угол дома. Пошёл посмотреть что это, а затем «проснулся» на другом конце Москвы. Ехал в метро и не мог вспомнить куда и зачем… Странно, не правда ли? Были потом на сей счет разные теории: мистическая (боги, духи), технократическая (испытания засекреченной техники, неизвестные излучения), фантастическая (про инопланетян) и прочее…
Впрочем, меня это мало занимало, я, как геофизик, решил для себя, что это была шаровая молния. Остальное — просто фантазия, коей я и сам люблю давать волю в своих книгах.
Тогда я как раз работал над «Песнями Гамаюна», над сказанием о явлении Яйца бога Рода, из коего возник наш мир. То есть, когда я пересказывал и возрождал древний миф о сём Вселенском Яйце, за окном явился такой же по виду «гость из космоса». С этою темой я и пришёл вскоре в журнал «Наука и религия». И вдруг мне там предложили работу, хоть я о сём и не думал вовсе. Взяли с улицы, без московской прописки, в журнал с миллионом подписчиков… Такого не бывало ни до меня, ни после. Это такая отправная точка моей литературной биографии.

— Что способствует выбору темы новой книги Асова? Наработки, находки или же пробелы именно в этой сфере со стороны интересующихся вопросом?

— Всё происходит по разному. Обычно работаю сразу по нескольким направлениям. Переводы старинных манускриптов порождают комментарии, из комментариев получаются научно-популярные книги. Часто тему дают и просто издательства, исходя из нужд книжного рынка. 
Но теперь я могу и выбирать, и продвигать те темы, которые мне более интересны. И, конечно, не вижу большого смысла заниматься тем, что до меня уже отработано. Не смотря на то, что эти темы отрекламированы, а потому имеют, казалось бы, гарантированный спрос… Но зачем? Гонорары и тиражи – это ещё не самое главное в жизни. Меня же всегда привлекает новизна и неизведанное, загадки, тайны и тайнописи… Благо сего ещё очень много. Наша история, древняя культура хранит немало удивительного…

— Мы говорили о недавней трагедии в Крымске. Намерены ли вы развить эту тему в своих произведениях вскоре? Ведь это почти что Атлантида была?

— Геленджик, где я теперь живу, эта катастрофа затронула мало, такого рода потопы тут случаются чуть не ежегодно. Я даже и не прервал обычной работы. А о трагедии Крымска узнал через СМИ… Что я могу к сему добавить?… О потопе 2002 года, затронувшей тогда и Крымск, я писал в прошлых книгах. Зарождению той катастрофы я был свидетелем, будучи в экспедиции в Приэльбрусье: она началась с того, что с Эльбруса спустились два вихря… там были и явления мистического плана: предупреждения, знаки. Затем мне пришлось самому участвовать в спасательной операции, нужно было выводить с гор группу школьников, застигнутых бураном. 
Так что скорее всего в новые издания той книги упомяну и об этом… Расскажу о реакции всего мира на эту трагедию, о том что она не оставила наше общество столь равнодушным, как тогда. Мы, наконец, начинаем делать выводы, учимся на ошибках, хоть и крайне медленно…

— Расскажите немного о своих принципах работы. Время написания, ежедневные объемы, вероятные встречи с людьми, городами, книгами наконец?

— Принципов особых нет, ну кроме того что стараюсь соблюдать равновесие между работой за столом и походами, плаванием и проч., для поддержания настроения и работоспособности.
А так, всё каждый раз происходит по-разному. Над иной книгой работаю десятилетиями. Другие проекты занимают дни-недели. Есть книги – переводы старой нашей языческой литературы (русской, татарской, болгарской). Для того чтобы работать в этом направлении,  приходилось уходить на годы в такие специальные области как языкознание, палеография, источниковедение, история, археология… И это тоже давало на выходе книги по сей теме и научные и научно-популярные, а, потом, как итог всех этих подготовительных работ – также художественные в жанре фэнтези. Всё же, я прежде всего писатель-фантаст, а наукой славяноведческой занимаюсь из-за необходимости иметь крепкий фундамент для творчества. 
Обычно работаю не менее пяти-восьми часов в день. Но, бывает, отвлекают иные дела, и я неделями не подхожу к рабочему столу. Впрочем, часто работаю без перерыва по 15 часов в день, если планы издательские и договора поджимают…
И приходится многим жертвовать, в том числе и встречами с интересными людьми… Их никогда не планирую. Впрочем, те, кому дороги мои книги, находят меня сами. Это несложно, и я рад таким контактам… Особенно, если это такие люди, как поэт Евгений Евтушенко или сатирик Михаил Задорнов… Я бы их точно не нашёл, они же сами выходили на меня, сочтя это для себя важным. Стараюсь, конечно, выделять время и на путешествия в разные экзотические страны и города, и на чтение книг тоже, разумеется. Мир окружающий интересен и многообразен, и всё хочется испытать и всё повидать…

— Какие авторы в ист. серии по вашему значимы и какое направление отечественной литературы в плане интересности жанров, что будет преобладать?

— Назову авторов, с коими я встречался, сотрудничал… Из классиков по прежнему актуальны книги академиков: историка и археолога Б.А. Рыбакова, филолога Ю.К. Бегунова, украинского археолога Ю Шилова, которые поддерживали и некоторые мои начинания. Если обратиться к научно-популярной литературе, то достойны внимания книги близкие по тематике Юрия Петухова, Валерия Никитича Дёмина, Валерия Шамбарова…
Что будет преобладать на книжном рынке? Думаю, разное… Да и интерес к книгам зависит не столько от жанра, сколь от того, как эти книги сделаны. Хотя, конечно, много плохих, как бы «скандальных», книг могут надолго отбить вкус и к определённым жанрам… 
Сам же я работал всегда во многих жанрах и в последнее время всё более перехожу в жанр детской литературы, фэнтази… Так в классических сериях «Любимое чтение», «Школьная литература» и проч. издательства АСТ, наряду с классиками типа Толкина и Линдгрэн, стоят и мои «Мифы славян, рассказанные для детей», вошедшие в наши школьные программы по литературе за 5-й и 6-й класс… Что радует…. И вскоре надеюсь порадовать читателя продолжением и развитием этой темы.

Михаил Юровский

Комментарии: 2 комментария

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста