Будды разные нужны

В мегаполисе многие люди от диктата материальных ценностей ищут убежища в древней восточной мудрости. Буддизм представляет собой ярчайшую палитру школ и знаний.  Внутренняя мудрость,  даруемая тибетским буддизмом, а именно он представлен в Москве четырьмя основными сангхами—школами, помогает преодолеть зависимость от чар денег, жестких обусловленностей, диктуемых социумом и всего прочего, уводящего нас от того, кто мы на самом деле и кем можем быть. Четыре направления: Карма Кагью, Дзогчен, Гелукпа, Сакья. Еще есть ручеек японского дзен-будизма, но он несколько иной направленности.

У каждой школы есть своя философская основа, предлагается определенный путь и даже гарантируется результат от регулярной практики. Как в йоге или цигуне – только учись…  Следуй наставлениям, меняйся вместе с сангхой – группой учеников и улучшай себя сам.

Московский буддийский центр Ламы Цонкапы — религиозная организация, объединяющая последователей тибетского буддизма школы Гелуг в Москве. Они занимают полуподвальное помещение на улице Мытной. Мне довелось встретиться и чуть поговорить с тибетцем Джампа Тин Леем, читающим мантры и проводящим лекции здесь.   Его духовным наставником в 1993-2001 гг. был представитель Далай Ламы в Москве, ныне он директор Тибетского культурного центра геше Джампа Тинлей. При нем имеется центр «Манджушри», главная задача которого — ведение просветительской работы, пропаганда буддийских принципов, переводы и издания буддийских текстов. В результате многочисленных путешествий геше ламы Тин Лея по России, им созданы буддистские центры во многих городах (Омске, Иркутске, Екатеринбурге и др.). Московский центр объединяет около 150 человек, серьезно изучающих и практикующих тибетский буддизм. В помещении Центра регулярно проводят буддийские практики, ритуалы и консультации квалифицированные тибетские ламы и специалисты по тибетской медицине, приезжающие из Бурятии и Калмыкии.

Четыре стороны Будд

Если разбирать кратко отличие школ, то начнем с традиции Гелукпа. Тут все основано на вверении себя Дхарме — Учению и Сангхе — общности. Для того требуется вдохновение и вера в высшие и нижние миры. Практикуются медитации на непостоянство и смерть. Культивируется преданность учителю и ламриму. Здесь сама концентрация – и есть Путь. Разумно отбрасывание мирских забот: нерадость похвале, радость бедности, радость низкому положению и даже неудачам. Уменьшение влияния внешних возбудителей. Результат: освобождение от страстей, привязанностей и жизнь ради всех живых существ.

Дзогчен. Высшее проявление её Ньингма – более  эзотеричная  традиция. В ньингме делается акцент на четко обозначенный результат. Сюда приходят люди с минимумом привязанностей, ищущих максимального отречения. За рикпой – освобождением от пут злачного мира.  Тут приветствуется тренировка ума и три вида медитации. Аналитическая – в ней прорабатывается непостоянство, Шаматха – однонаправленная неконцептуальная медитация. Здесь, как поясняет мне ученик школы и преподаватель философии в вузах Вадим Аскенази, из расслабленного состояния проявляется внимание, направленное на концентрацию, восприятие и отслеживание промежутка между мыслями. Ясность и осознанность будут вашими наградами. Важнее всего выработать бессознательное состояние постоянной медитации. Результат: контроль над своими состояниями ума. Как сказал сам Далай Лама: «Буддизм – есть привыкание к правильным состояниям сознания».

Есть школы Сакья и Кагью – это линии устной передачи. В сакья подчеркивается, что сансара – колесо перерождений и нирвана – блаженство это одно, но разделенное и искаженное обусловленным мировоззрением. Проекции многих людей и есть наш мир: коллективная визуализация самых обобщенных представлений. Гуру Читаматра утверждает, что это вообще все сон . Все стремятся здесь к Махамудре – высшей печати. В зависимости от уровней ума делается выбор линии и практики буддизма. И над всеми ними кураторствует и опекает Далай Лама, как-то полулегально посетивший Калмыкию. Для тех, кто не в курсе, скажем, что ныне все тибетское правительство и духовенство находится в изгнании на территории Индии, в особой автономии, вытесненное туда экспансией  коммунистического Китая.

Буддизм виртуален

Есть один фонд, им руководит верховный лама Калмыкии и при нем сайт «Сохраним Тибет». Это очень насыщенный интернет-портал. Там есть масса новостей обо всем мировом и российском буддизме, там масса видео и интервью со всеми ведущими буддистскими гуру. «Всё пока что ещё виртуально, но это и к лучшему». Сергей Мещеряков был директором собственной аудиторской компании, а при Советах вообще работал в Министерстве финансов СССР и был… ревизором по госдоходам и налогам.

– Мы делали ревизии нынешних союзных государств, ближнего зарубежья и это дало мне огромный кругозор о том, как составляются доходы — расходы целых стран. И потому я считаю, позицию нынешней мэрии Москвы мудрой и имеющей право на существование. Осторожный подход к запросам разных буддистских традиций именно на Поклонную гору, где вроде бы выделена земля. Не знаю оснований, но осторожность мэрии мне ясна. Как буддист, я понимаю, что не всё сразу и не за просто так. Надо прикладывать терпеливые последовательные и правильные усилия. Будет причина – будет и дацан.

Наш Буддистский центр Сохранения Махаянской традиции школы Ганден Тендар Линк. Мы ассоциированы с международной буддистской организацией FPMT, под духовным руководством ламы Сопы, которая имеет центры в 150 странах мира. Главное  направление – развитие образования, численность студентов в Москве пока 40 человек. Это именно обучающиеся по двухгодичной программе «Открытие буддизма». Духовный глава Лама Сопа Ринпоче  живет  и в Непале, где основной монастырь Копам и в Америке, с головным центром в Калифорнии. Звезда Голливуда Ричард Гир личный ученик ламы Сопы.  Даже сам Далай-лама просит Ричарда Гира почитать молитвы — мантры  именно на английском. С подвязками на том континенте у гелукпы – ажур. За сорокалетний опыт обучения людей запада традиции школа Будды накопили огромный опыт приобщения.

— Если мы чего-то не имеем – это значит, не сложились условия и всё ещё только растёт, – считает Сергей, — сейчас такой интерес, развитие и перспектива, что подвал для центра – это естественная первая стадия для любого начинания. К тому же для Москвы буддизм не традиционная религия. 300 тысяч в Калмыкии, 500 тысяч в Бурятии, ну и в наших двух столицах тысяч двести. У людей есть возможность получать учение и свободный выезд в Непал и Индию и даже Тибет.

Сейчас они в программе «Открытие буддизма». Люди в разных странах создают центры и это мягкий неформализованный подход, не отслеживающий число учеников. Больше всего охвачена махаянской традицией Австралия и Испания. Всего в мире много, и люди тянутся к глубине и простоте своего духовного пути. Но не потому, что люди устали ходить в одну традиционную систему верований. Кому что ближе – это не зависит уже от страны. Сам Сергей по линии школы бывал во всех странах Европы, а также и в Индии.

Жена Галина полностью разделяет увлечения мужа и целиком его поддерживает. Более того, сейчас Галина отошла от мирских дел и целиком сосредоточилась на программе «Открытия буддизма». Более того, после пятидесяти многие жизненные приоритеты и интересы смещаются в сферу духовных интересов. Радость от организации обучения людей так радует семью Мещеряковых, что они давно стали частью мировой буддистской семьи и рады тому. Это открывает мир и все души с самых разных и неожиданных сторон.

Тренировка мудрости – это естественный процесс, доступный для тех, кто готов выглянуть за рамки обликов повседневного мира. Люди боятся поисков мудрости, поскольку им страшно слишком пристально посмотреть на самих себя. И если вы способны преодолеть страх, то открывайте окна своего восприятия и выглядывайте за рамки рутины, всего поверхностного и земного. А жизнь и буддизм примут вас с распростертыми объятиями и открытым сердцем. Если есть желание открывать новое.

Калмыки и Кагью

Все философии тибетского буддизма примерно одинаковы говорит Александр Койбогаров, в прошлом преподаватель питерского Технологического института. Только вот школа Гелукпа многочисленней всех и только потому, что первый Далай Лама был из нее. Этой традиции подчинены Монголия и Бурятия. Калмыкия же начала принимать учителей линии Карма Кагью еще в XIII веке. Более того, не так давно правительство прикаспийской республики выдало справку последователям ламы Оле Нидала, что они одной крови, то есть карт-бланш на деятельность. В ней сказано, что именно Второй Далай Лама принес буддизм в Калмыкию именно в виде Кагью, которое несет Оле Нидал.

В XVII веке калмыки пришли под власть белого русского царя они помогали усмирению и завоеванию Северного Кавказа. За это царское правительство выделило калмыкам им их же степи… Надо знать, что тогда на Руси любой отход от госрелигии был уголовным преступлением. За это рвали ноздри и ссылали бессрочно в Сибирь. Елизавета I первой же разрешила справлять буддистский культ в Забайкалье, а ламы были освобождены от ясака.

– Буддизм – театр не для всех, а ученье элиты, – считает коренной петербуржец и ученый Александр Койбогаров. Буддизм стал мировой философией прежде всего благодаря горному Тибету. Но тут не учат тех, кто вообще не хочет ничего знать. Знания даются тут ищущим. Другое дело, что из-за интереса Третьего Рейха к Тибету велико недоверие и к буддизму. Да ещё и лама Оле Нидал впервые приехал в СССР – в Ленинград на черном Мерседесе с женой Ханной, что было по тем временам шиком и пиком буржуазности…

С тех пор много воды утекло и центров Карма Кагью по России уже более 80-ти. Но при этом самый активный костяк подвижников по стране в целом около трех тысяч человек. Хотя на лекции ламы Оле и Кармапы в каждом крупном городе ходит около 500 человек, и если так считать, то в целом по РФ буддистов кагьинцев около 40 тысяч. Книг за 20 лет продано более 200 тысяч. Вот и считайте. Только в московском списке значится 800 имен.

– У нас есть свой набор любимых практик, хотя он достаточно традиционные для всех школ. Это простирания, очистительные практики ума, подношения мандале и гуру-йога.

В Кагью же приходят люди больших желаний, огромной жаждой жизни. Методы Кагью – методы трансформации привязанностей в просветление. Впрочем, все методы в буддизме ведут к освобождению от страданий, улучшению, расширению мироощущения. Для этого существуют только в Кагью шесть ретритных центров по всей стране – от Карелии до Алтая. Это вместительные уютные светлые залы для долгих медитаций на лоне природы.

Не ступой едины

На Поклонной горе в Парке Победы, где существуют храмы всех ведущих конфессий мира до сих пор нету буддистского храма. От Бурятии, Калмыкии и Тувы были создан еще шесть лет назад попечительский совет. Все ветви и линии буддизма объединились радо общего мемориала, но… мэр сменился и единство дало себя расшатать по углам.

– Нам нужна хотя бы ступа на Поклонной горе, как дань вековым традициям братских российских народов, —считает Койбагаров, ради этого уже два года живущий в Москве.

Речь о ступе идет так давно и упорно потому, что есть традиционные верования этносов, прочно и неразрывно вписанных в тысячелетнюю историю российского надэтнического единения. И если в Петербурге есть дацан, старинное здание, то в Москве вообще ничего. Кроме отдельных квартир или полуподвалов. Тем более, что при репрессиях 30-х годов буддизм был полностью разрушен, ламы сосланы или убиты, всех тогда сочувствующих гонимым стали клеймить предателями строительства светлого материального будущего.

Потому для дружбы народов, которая ныне провозглашена светлым настоящим крайне необходимо возведение мемориала, а лучше молельного дома для всех буддистов России. Другое дело не ясно, кому именно будет принадлежать земля под религиозным памятником в центре Москвы, поскольку как таковой всебуддистской общины в РФ юридически все ещё нет. А представители разных школ — сангх весьма амбициозны.  А ступа всех объединит как верховный символ учения Будды – знамя торжества мудрости.

Михаил Юровский

 

Комментарии: 2 комментария

  • Всех благ и скорейшего просветления!

  • Что-то есть в этой религии, раз столько россиян увлекаются учением Будды. По мне — все это полная чушь. Но это только субъективное мнение. Был у моих друзей такой опыт общения с людьми, нашедших себя в какой-то индийской религии, где поклоняются, кажется, женщине. Образовалась молодая семья, где муж и жена верили в это дело. Он, программист, стал увлекаться игрой на барабанах, она каждый день занималась каким-то очищением соленой водой. В конце концов они разругались… Жизнь — прокрустово ложе, в котором умение сосуществовать друг с другом — сложнейшее действо. Религия втерлась в отношения между людьми и в конце концов разрушила их совместную жизнь.

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста