Дикая идея. Просто зима. Просто ветер и -20. Но пройтись по КБЖД надо теперь. Даже не важно, что моей спутнице почти 70 лет, что её ждут шесть внуков, а сразу по возвращении домой её ждёт долгосрочная операция на ногах. Ведь она ко мне приехала лишь в ноябре.
Следовательно – мы всё равно пойдём. Главное, что бывалая походная Петра, этим летом стопом проехавшая со мной 2 страны, рвётся в бой, готова проверить себя в ледяном пути.
Мы доезжаем поездом до Тёмной Пади, спускаемся к Старой Ангасолке. Едим на улице… Столовая закрыта. Чай нашёл, где вскипятить. Тут светит ярое Солнце. И вроде не ветрено, но потому что мы сидим за сараем и турбинная тяга — шквал ветра с распадка — загорожена. Ну да ладно, чаю попили, сала поели, термос наполнили – можно двигаться… по шпалам. А времени уже два дня. По-зимнему – у нас по-хорошему только три часа света… и тьма!!! Так оно и вышло, топать вначале легко – энтузиазм и свежие силы, и всё ещё интересно. Отвлекает в этом лишь то, что приходится постоянно смотреть под ноги: щебёнка, рельсы и где удобней ногу поставить.
Зато, когда стемнело, ногу приходится ставить наобум – её подвернуть сверхлегко – впотьмах часто приходится наступать прямо на подлый камешек. Нога играет – если очень напрягаться и резко дёргаться, можно легко упасть, расшибиться. Ветра начинают дуть адские – то в спину, то в бок, то сразу в лицо. Тьма сгущается. Как там Петра? Оборачиваюсь иногда… Но лучше идти и идти. Времени мало. Дорог каждый шаг, каждая минута – то силы и время, их соотношение даёт шанс дойти до жилых углов. И вот, пройдя Шарыжалгай, не дотянув до Маритуя километров 10-ти, мы видим, точнее это увидела Петра: «Миша, смотри, огни!» Точно! За петляющей дорогой виден дом и свет в окнах. Ветер воет и не пускает нас – хуже собак. Но мы видим свет! Он к нам всё ближе… Фантастика! Здесь и правда живут люди!!! Барак со времен охраны КБЖД после ВОВ так и стоит – тут конечно сейчас не казармы как прежде, а простые люди, бабушки да рыбаки.
И вот мы стучимся – открывает наконец чёрненький парень, на вопросец: «А можно?» — «Ну почему нет», — говорит… мы просто счастливы!.. Он затопил печь, жарища от неё делает всё более чем живым и тёплым, знакомым с детства — огромный дом медленно согревается. Едим Доширак с аппетитом, пьем чай из термоса в прихлёб с хлебом и крошащейся от мороза жирной сметаной. Спим на полу на данных Максом матрасах в своих спальниках.
Утром даём парню штуку, он рад, и мы движемся к Маритую. Надев уже комбинезончик и радуясь Солнцу и свету и его хоть и скудному, но ощутимому после ночной стужи теплу – идём и идём. Сквозь тоннели, по шпалам, по щебёнке, по снегу, по щебёнке, по шпалам… Долго ли, коротко ли – приходим-таки в Маритуй. Тут путейцы нас приютили – дали попить чаю у них в теплушке. Начальника посёлка Смирнова на месте не оказалось. Что ж, опять только пьём чай и просто идём дальше. Нам даже банку тушёнки дали из пайка работяг. «Ты наверно писатель!» — сказал один из вновь вошедших в теплушку мужиков уже в годах. Ну да, точно, говорю. Видно глаз у него уже намётан на таких типах. Даже ничего больше и не спросил. Уже радует одно то, что твой психотип опознан. Значит, ты чей-то проводник. Не одной Петры, а целой вереницы идей. В общем, окрылил. Виды у Маритуя шикарные — панорама километров пять идет очень широкая, берег не прижимистый – раскидистый… Почти степь — с одной стороны горы, с другой бездна… пресных вод. В общем, дошли мы-таки до Половинной—то станции, где стоит памятник паровозу. Времени почти что 5 часов. Находим жилой дом. Там сидит пьяный дед. Зовёт к столу, что малость смущает Петру. Но нам не до выбора. Садимся, превозмогая боли в ногах и спине. И тут заходит бабка-соседка и говорит: «Вы же на поезд опоздаете – он уже через пять минут подойдёт»…
— «Ого! Поезд! Правда? Невероятно… а мы уж бежим!!!» – а узнав, что от Половинной до Порта Байкал ещё добрых, а точнее злых 37 километров по шпалам, щебню и рыхлому снегу, мы просто бежим наперегонки к путям. И точно! Паровозец подходит, и мы в него залазим – всего один вагон, в меру тёплый, в меру пустой, хоть и без света, но за… 47 руб. За какой-то полтинник мы избавлены от двух суток мучений – в день пройти 20 км по короткому световому пути, по относительной видимости без тьмы и ветра со стужей…
Короче, мы счастливы! Цель похода удалась – мы хлебнули лиха, устали, и всё ещё бодры, чтобы возрадоваться неожиданному комфорту и виду за окном, где бы мы шли и шли… Отворачиваясь от шквального ветра, пытаясь закрыть лицо от него руками, боком-вкось… Прям те ещё немцы под Сталинградом. Вот уж, не ходите дети по Байкалу зимой гулять… С просушиваемого в тамбуре вагона комбинезона начала стекать вода – капли влаги под его обшивкой превратились в кристаллы льда, на ощупь хрустящие – вот они начали таять. Ничего, где нас приютят теперь – там мы и просушимся. Есть на примете одна бабушка… Неожиданно нас, точнее другого иностранца, встречает женщина на джипе. Ирина. Она нас взялась подвезти прямо до магазина, у которого живет та бабушка Надежда Шишлова.
Конечно, её не было дома. Но зато дома были её внучка, сын. Они нас приютили. Чудесно. Как описать тепло и уют дома после двух суток беспробудного ходьбы по крутым берегам? Сразу спросил картошки. Начал её мелкую родимую варить и варить в тонкой кожурочке… Потом немного лечо, и много чая с саган далей. С сахаром, с тортиком, с разговорчиками. В общем, спасены! Не списаны в утиль ветрами и кручами, как совсем отбившиеся от стаи. Когда пришла Надежда – началась настоящая парка-варка всего и вся. Потом застолье…
Но прежде мы ещё сходили погулять по Порту – забрались на смотровую горку, где ныне церковь строится. Зашли в неё, встретили потом гуляющую по сугробам круглую сибирскую кошку. Она, как истинная представительница отряда куньих, по сугробам ходила по уши… Вот кто абориген – морозы и снега ей пофиг. Живёт в подвале хозпостроек, всё ей норма. Человеку достичь такой адаптации вряд ли в скором времени легко так удастся… Это значит – мы более уязвимы, более капризны, сильнее озабочены ненужными атрибутами. Ну то ничего – главное выбраться на какой-то новый уровень развития и идти дальше. Да.
Ноябрь 2015
Поход не для слабочков получился. Настоящие искатели приключений. Но все же для более комфортного путешествия хотелось бы заранее знать , где переночевать . Есть ли на пути гостевые дворы?