Разве можно их забыть? Нет! Этих женщин – до сих пор воздействующих на мое странное миро… восприятие. Насколько они искренни и глубоки, и как хотели мне помочь, и как сильно благодарен. То, что они меня принимали, смотрели мне в глаза, слушали мои бредни и говорили: «Всё хорошо», – после того разве я могу идти дальше, жить, забывшись в других краях? Сказать «спасибо» — мой долг.
Скудными словесами очень трудно описать мистическую силу Тувы. Говорят, тувинцы дики и жестоки… Нет, они добры и откровенны. Посмотрев в глаза любого тувинца: пусть он посмотрит в мои – да, он молча кивнёт – отвезет туда, куда надо, всё поймет, очень многим поможет. Любой. Они просто защищают свой хрупкий мир, пьют иногда, но в целом это люди сердца и нежных душ. Были ли у меня конфликты за два автостопочоных заезда в Туву? Нет. Но пьяные приставали часто – просто остановившись, посмотрев молча в глаза – посочувствовав и всё поняв, шёл. Они трезвели.
Первое, что я сделал – выйдя из Иркутска в Туву – никого там не зная, поехав как всегда в никуда – это спросил людей, где есть шаманы. Это вопрос идиотский, конечно. Но нет глупости большей, чем недоверие людям. Итак, сменив всего две (!) машины, преодолев расстояние почти в три тыс. километров, оказываюсь на сарайного типа улочках Кызыла. Город из деревянных теремов, мало в нём бетонок, мало в нем удобств, просто полу-деревня – но очень просторно и легко в нём жить…
Уж не помню, кто мне посоветовал заехать к Кенил Лопсану – 90-летнему старцу, работающему и живущему в самом центре столицы Тувы – в домике за этнографическим музеем. Как только он меня увидел – ещё краем глаза, сказал две вещи: «Где твои книги, привези мне их. Напиши о Тыве». Легко сказать – где – нигде, напиши о нас – странно и по-детски, но уже тогда я почувствовал, что это случится – нереальными способами книги мои о шаманах будут изданы, и даже о Туве напишу… Для жителей больших городов: Тува по-прежнему остается нищей индейской резервацией… Но она настоящая! Она живая и бурлящая – это не гетто, это не трущобы – большой край и очень, очень красивый, такой разнообразный по ландшафту, климату, настолько красивый – всё это так нереально. Но, смирив свои бьющие через край чувства, попытаюсь описать это великолепие…
Итак, всегда чудом находя приют – в данном случае в шаманском центре Тюнгур-Бубен у очень гостеприимных и отзывчивых шаманок – тувинок, так неожиданно приютивших меня, бродягу с больших дорог – что это вначале настораживает и не верится, что люди искренни. Они искренни! И вот я сажусь в маршрутку и собираюсь ехать в Тоджу – плато в высокогорье, где водятся олени, холодная земля, много болот и комаров. Покупаю даже крем от комаров, но… просто спросив в последний момент водителей-тувинцев, есть ли там шаманы – изменяю мигом решение. Они говорят, шаманка есть в Шагонаре. Это в другую сторону. Немного помявшись, я меняю планы, беру билет в другую сторону: еду в более близкий – лишь сто километров, Шагонар.
Сидя в местном кафе, поедая вкуснейший мясной обед как идиот, но очень осторожно у тувинцев спрашиваю уже в третий раз: «Есть ли тут шаманы?» – и вдруг наконец нашлась женщина: «Да, знаю!» Она ей тут же звонит – передаёт свой мобильный мне – на другом конце провода мне говорят: «Да, да… но вы не успеете! Мы уезжаем через полчаса надолго на обряды на несколько дней.» Полчаса. Я бегу как пёс к дому – жара, душно, но я спешу – не зря же сюда приехал, хотя название городка Шагонар тогда у меня вылетело из головы. От страха, что такой дурак – где нахожусь и зачем же приехал – меня прошибает пот. Тува — это очень далеко, непонятно и странно. Зачем приехал!?!
На пороге домика появляется европейского типа женщина, смотрит сквозь меня – на те силы, что меня сюда привели, внезапно ее синие глаза фокусируются на мне и смотрят мне в самую душу… Мне нечего сказать, объяснять что-то – перечисляя какие-то слова и мотивы глупо, я весь замер… Наконец говорит: «Вижу, вы исследователь, испытатель, добро пожаловать в Туву, едем с нами!» Странно. Очень странно – получить билет в самолёт лишь потому, что вдруг оказалось нормальное лицо – другой аналогии придумать не могу. Но я был счастлив и очень благодарен Вере. Рядом… были французы. Они, как всякие французы, снимали кино. Ох уж эти французы с их кино! Везде. Ольхон. Алтай. Куда не приеду – там именно французы снимают кино о том, о чём я тоже пишу.
Проваливаясь в свои воспоминания, купаясь в ярких сценах пережитого, утрачиваешь самого себя. Понимаешь, что есть лишь пространство – оно поделилось с тобой частью себя, ты стал чуть- чуть разумней, капельку осознанней и на миллиграмм добрее. От тебя ничего нет, и тебя нет. Ты лишь муляж – здесь и сейчас через грубое тело набирающий буквы, чтобы что-то ему же отдать…
…Утуг-Хая… Место поклонения. Беседка у горы. На гору лезть по сыпучей с километр. А там просто щель в скале. Просто щель и просто сыпучка. Но сколько переживаний, дрожи, нервов и пота, страхов и отчаяний дало мне всё это… Ну, не могу я описать! Не могу. Простите. Ладно, позже чуть-чуть продышусь, прогуляюсь, может быть успокоюсь, сосредоточусь, подберу слова…
Вера была в шаманском костюме. С перьями на голове, с бубном и очень сурова, и старалась провести обряд таким образом, чтобы души дали нам добро. Французы посчитали – это шоу для них. Мне показалось, Вера очень нервничает и переживает, но не потому, что надо на их камеру что-то такое воспроизвести – для неё всё и всегда серьезно. Она очень далеко идущая душа. Вера! Мне не хватает теперь твоей вдумчивой сосредоточенности – твоего шаманского осторожного жеста не потому, что мне нужна твоя помощь, нет – мне нужно научиться такому образу мысли. Это не то, что пишут юные на форумах как зомби – хочу стать шаманом, хочу стать шаманом. Нет. Это просто преклонение перед опытом, методами и величием души, знающей всё, стремящейся поделиться этим с людьми… О, люди, это так часто неблагодарно и нелепо жующие стереотипы, алчные существа. Вот что они думают о шаманах: вырядились и хотят наших денег! Они просто как цыгане – они нас обманывают! Сами мы всё знаем – сами им что-то подсказали, да Они просто грязные ряженые, что они делают — просто смешно, у нас будет доход и комфорт…
Так думает 99% населения. Люди так думают: лишь только о том, что их манера жить одна на всех. Им не важен чужой опыт, чужие намерения не ясны, чужой мир культуры для них закрыт навсегда. Что ж говорить мне о шаманах – о них вам ничего хорошего не расскажу, вы мне и не поверите. А зачем говорить, а тем более писать о том, во что всё равно никто и никогда не поверит… В силу своего примитивного комфортного и алчно-похотливого состояния сознания. Нет Веры — нет идей. Нет ни друзей, нет ни смысла, нет и жизни в итоге. Ничего у таких людей нет – они нищие духом… Вы, Нищие духом. Именно вы. Читающие. Каждый. Точно. Потому что мудростью невозможно ни с кем поделиться – её надо только пережить. Постараться. Потратить свои силы, нервы и время. И только тогда – вспомнив всё, осознав, что нет ни прошлого, ни будущего – одно ощущение жизни, Вы тогда только, быть может, поймете меня, просто обменявшись со мной одним взглядом. Одним.
Поэтому это и хорошо, правильно, что люди не верят в чудеса – это такое явное безумие – общий стадный рефлекс: у нас всё в норме, мы нормальны, мы делаем всё как надо, мы всем довольны! Только вот повторяя эту мантру на все лады, подавляя все свои инстинкты и ущемляя потребности человеком-то стать невозможно – никогда! Только пережив испытания, страсти, страхи и выменяв своё скудное время на глубину ощущений можно надеяться хоть что-то понять. Не верьте никаким шаманам! Они вас не спасут! Они вам не помогут! Они вам ничего не расскажут, да не подскажут… Просто когда-нибудь начните жить… Когда-нибудь морок круговерти между домом и работой как меж Содомом и Гоморрой вам так надоест, что вы сбежите в лес, вы убежите в степи, вы кинетесь в моря, если всё это ещё не будет отравлено и загажено, не вычерпано и доступно. Вы все точно сбежите – потому что ничто так не утомляет, не подавляет, не ущемляет и не возмущает дух как комфортная ложь! Дикий ветер ворвется в ваши умы, они всколыхнутся как ковыль в степи, вас понесёт к шаманам и не будет вам никакого утешения и поблажек в городах – вся ложь личин разом схлынет, вы не сможете это воспринимать всерьёз и вам захочется бежать и плакать, и побыть хоть где, хоть с кем – лишь бы не входить в пошлые отношения с уютом и в итоге с явным пренебрежением. С ложью и самодовольством. С обменом своего времени – которого у всех всё меньше – на нелепые дензнаки. С утратой своих надежд – самого ценного – ради призрака быта.
И вот Бижиктиг-Хая. Каменный воин. Истукан в степи. Тысячелетний памятник. Ничто не вечно. А он вечен. Он – вечность. Просто некий артефакт вне времени и пространства. Кто поставил и сколько времени он стоит, и почему многие умерли почти сразу же, пытаясь его ещё при Советской власти выдрать из земли тракторами? Умирали на следующий день, а он всё стоит. И смотрит сквозь. И нет ничего – ни одно государства, религии, условий – которые бы он не видел. И странно, что кто-то в виде ученых пытается примитивно датировать, объяснить всё и рассказать. Если вы хоть раз были в национальном музее Тувы – вы осознаёте, что мы сейчас живем в пещерном веке. Мы неандертальцы. Питекантропы – это все мы. Кроманьонцы, вашу мать. Такие высокие технологии были и такие филигранные вещи созданы древними культурами – что обезьяны то как раз мы. Не знаю, что там в головах ученых – по-моему это всё шизофреники. Один буддист сказал: никто так не далек от действительности, как ученые. Потому что они не верят настоящему, не видят текущего. У них ложные системы отсчетов, у них нет ни времени, ни методов. И пространства они тоже не чувствуют. Оно и они – это абсолютно разные плоскости и величины. Точка отсчета – ум человека, где переплелись прошлое, настоящее и будущее. Это многомерность – она не в пространстве – она вся в памяти и ощущениях и осознанности. А мерить жизнь по датам, объектам и артефактам – безумие.
Время – вымысел. Никто мне не докажет, что секундная стрелка – мерило его. Оно само по себе в нас. Если мы что-то осознаём. А объедки эпох – да, они существуют и сосуществуют с нами, но нельзя их отмерить вымышленной величиной… Тем более, что время в каждом из нас совершенно по-разному тикает. Нет единого хронометра. Нет. Никогда не было. И не будет. Он выдуман лжецами и жрецами – ныне они как бы ученые, чтобы паразитировать им на фарсе стада, которому кроме комфорта и уюта – кокона его страха – почти ничего не нужно. До поры, пока дух и смысл не проснулись, всё так и будет. Останься твёрд, когда твоё же слово калечит плут, чтоб удивлять жрецов. Вымышленные категории, вымышленная реальность, выдуманные физические законы, в которые всех приучают с малолетства поверить…
Это всё временно. Это так кратковременно – что даже не стоит придавать этому значения. Как миг. Реальны лишь только твои личные ощущения – твой смысл, твой стиль мышления. Остального нет. Все эти мысли пронеслись в моей голове, когда я подошел и молча стоял у Бижитиг-Хая, молча… Мы поговорили – и только теперь я что-то понял, по прошествии тех лет – а ему это три секунды. И нет ничего, чтобы нас на каких-то категориях и весах сопоставило. Просто он – каменный Бог – творение рук, жертва Вечности, сотворённый кумир – нам, язычникам – тем, кто веру насаждает языком – болтовнёй, блудливыми преемническими категориями, подарил спустя три года. Только сейчас эти мысли до меня дошли – потому что вызрела необходимость их донести, выразить вам. Не знаю, смог ли в чём-то убедить, быть правильно понятым. Но как мог, это сделал. Поделился…
Что мне ещё рассказать о Туве? Она такая милая, теплая, добрая… Это детство человечества – его колыбель, и как только может Природа – а остального у нас просто нет – она всегда возвращает нас в состояние ребенка, в личине которого каждый и пребывает. Но научившись врать и нагло вести себя, с напыщенным пафосом держась всюду и начиная дуреть от этого – тут ты беззащитен. Тут ты личинка. Ты просто пылинка, и она тебя бережно держит в своих гигантских ладонях-степях, мило позволяя побродить по своим горам-грудям и даже полазить по её деревьям-волосам… А мы, что мы возомнили о себе? Ну это даже не смешно, а просто страшно так самообольщаться. Накопив массу ненужных никому, да и нам уже надоевших игрушек, абсолютно бесполезных и бессмысленных на природе – мы отучились думать сами, чувствовать, переживать и очень верить. И вот, сидя у малого Енисея в паре километров от Шагонара и слегка ощущая осоку, видя горы и думая, что я думаю, я понимаю – ничего не было и не будет – а такие места как Тува останутся в нашем сердце навсегда. Она – Тува – это край между Монголией и казахской степью, за бортом Алтайских гор и вдали от вод мощного Байкала – она спрятана. Она — последняя тайна. Какие тут потрясающие переживания, противоречивые и милые чувства со слезами на глазах, ну нельзя это описать! Только выдумав фабулу, только залив краской очередной ходульный муляж, налепив кучу образов и никому не нужных сюжетов можно косвенно – лишь на 1% отразить всю её силу.
Хорошо рассказал с чувством. О себе, о Вере (особенно) о Туве и ее народе.
Единственно, что мне не понравилось,так это критика людей, их стереотипов. Да, это имеет место. Даже если ты на 99% прав, всё же ты должен любить их или по крайней мере быть, как «доктор», который смотрит на больного.
Сегодня выезжаю к матери, в Пермский край,помогать с её переездом. Еще не знаю понадобится ли мне ехать в Иркутскую область. Решим по обстоятельствам на месте.
Удачи во всем.
потрясающе! После прочитанного о многом задумалась и слов,чтобы выразить свой восторг и благодарность Вам не нахожу!!!Вы уникальный человек,в буквальном смысле этого слова. Обязательно куплю вашу книгу!
Красивые шаманки с бубнами — не хвтает их в наших городах. Ходили бы — осуществляли бы связь живых с астральным миром, снижали бы уровень агрессии на улицах. Народ бы радовался — шаманка барабанит, значит все в порядке и терактов стало бы значительно меньше.
Замечательный материал! Было очень интересно увидеть на фотографиях всё то, о чем ты рассказывал на презентации книги )
Не так давно подружилась с женщиной, которая годится мне в бабушки. Она художница, поэтесса и невероятная рассказчица. У неё за плечами такая огромная и насыщенная жизнь, что я прихожу к ней пить чай и слушать истории. Она как машина времени, как полковник Фрилей из романа Бредбери! Я проживаю не одну жизнь, пока слушаю всё, что рассказывает эта удивительная женщина. Но в силу своей маленькости, если можно так выразиться, не могу ответить ей чем-то равноценным. Просто приношу всякий раз угощения и выражаю благодарность, радость. Как-то она сказала мне: «Здорово, что ты так умеешь слушать. Может, для этого мы и встретились. Мне важно передавать свои знания, а тебе – внимать им». Будто и нет только берущих или только дающих. Музыканты играют на инструментах, дарят людям музыку, а те взамен дарят радость, внимание, благодарность. Хорошо, если так, если есть обмен.
Это наивное размышление, немного в другую сторону от представленного в рассказе.
«Дерево это символ того, как сила и смирение могут идти вместе». И с этим образом я соглашаюсь.