На третий день после выхода статьи про буддистов усилиями их интриг был изгнан из Аската. Женщина, у которой гостил, сказала: «Звонила подруга, говорит — мужики будут морду бить, вызовем еще милицию, мне был предъявлен ультиматум; их я знаю давно, общаемся, а ты тут случайно, никто тебя не знает, уходи». Считается, что женской дружбы не существует. Если надо сообща отыграться на мужчинах — ещё как.
Недаром говорят: чтобы ни случилось – всё всегда к лучшему. Уже уезжая в Чемал, был подобран одной из сотрудниц усадьбы «Людмила» в Чемале. Администратор Светлана мне предложила совершить сплав, а потом посетить ущелье Горных Духов совсем бесплатно. Трудно было устоять. Тем более, что за десять дней постоя в Аскате я ничего и не видал.
На базе меня убедили надеть гидрокостюм, и тут же мы начали грузить надувную лодку на газель. Оказалось, что до места сплава ещё надо ехать на машине больше часа. Была жара, и для полного погружения в ситуацию бреда не хватало только ласт и маски… Люди были в группе сплошь сибиряки: томичи и новосибирцы. Пара из Томска вообще была из профспортсменов академической гребли. Жена двухметрового роста с очень развитой мускулатурой рук.
Катунь — главная водная артерия Горного Алтая, широкая, с могучими вздымающимися валами, берет начало в ледниках, расположенных на южных склонах высочайшей горы Сибири — Белухи. Ехали мы от Чемала вверх по реке мимо малых сёл. Инструктором у нас был 19-летний Кирилл из Бийска. С 12 лет занимается на байдарках. Он берет командный тон за мостом, где выгрузились, и объясняет: «На воде я прав всегда». Главное при выпадении из лодки не выпускать весло и не дышать под водой. И всё… Садимся по краям — детей в центр лодки — и отталкиваемся в мутных водах горной реки. Горный Алтай со своим разнообразием рек позволяет совершать туры любой сложности и продолжительности. На Алтае реки имеют бурный горный характер. Среди алтайских водных туров наиболее распространены различные варианты сплава по Катуни и её правому притоку – Чуе, а также по рекам: Бия, Песчаная, Аргут, Башкаус, Чулышман.
Чуя — горная река с технически сложными порогами. Катунь — главная водная артерия Горного Алтая, широкая, с могучими вздымающимися валами, берёт начало в ледниках, расположенных на южных склонах высочайшей горы Сибири — Белухи. Наибольшие впечатления туристы получают при последовательном прохождении обеих рек. В отличие от классического путешествия по Катуни, включение в нитку маршрута сплава по Чуе существенно повышает его сложность.
Во время сплава команда преодолевает ряд порогов: третьей-пятой категории сложности. Их прохождение требует выдержки и хладнокровия, а также слаженной работы всех участников сплава. Особенно поражает туристов порог «Горизонт»: река Чуя, зажатая между скальными утёсами, грохочет и бурлит мощным потоком, и круто поворачивает на 90 градусов. Впрочем, и на дальнейшем водном пути — после выхода на среднюю Катунь — мощные пороги (третьей-четвёртой категории) не заканчиваются. Не удастся расслабиться и на маршруте «Верхняя Катунь», который проходит по порогам ущелья «Аккемский прорыв». Препятствия же в нижнем течении Катуни не представляют особой опасности, поэтому в этом маршруте под присмотром родителей могут участвовать подростки 13-16 лет.
Кирилл говорит, что это ещё не Башкаус-Чулышман. Тот-то маршрут сочетает в себе экстремальный сплав по двум горным рекам с посещением различных достопримечательностей. Сложность препятствий на маршруте определяется 4-5 категорией, объясняет он. А Башкаус является одной из самых сложных рек Алтая из-за чрезвычайной насыщенности русла различными препятствиями, так что возможности расслабиться на Башкаусе практически не бывает. Характерной особенностью Башкауса является то, что в долине реки расположено большое количество великолепных скальных каньонов. Наиболее сложные препятствия маршрута сосредоточены в 7 каньонах, расположенных в 30-километровом «Нижнем ущелье». Сплав по Нижнему Башкаусу («Нижнему ущелью») опасен даже для самых профессиональных спортсменов. На Чулышмане же неизгладимые впечатления оставят пороги Туданского и Итыкайского каскадов.
Что касается нашего сплава, то он прошёл относительно гладко из-за… высокой воды. Несмотря на увеличившуюся скорость Катуни, волн на порогах было гораздо меньше. Впереди сидящая гребчиха задавала тон гребле, кто-то вообще еле-еле подгребал. Через два часа мы уже выползали на песчаный берег, где нас ждала Газель с водителем.
Что касается очередного тура в ущелье Горных Духов – Че Чкыш, то тут все было ещё интересней. Загрузившись в пазик с туристами, через какое-то время спросил у водителя: «Экскурсовод с нами?» — Он же вдруг начал говорить: посмотрите направо, посмотрите налево. Мужик оказался колоритный, со шкиперской бородой и в капитанской фуражке. Дело своё он знал на пятерку. Филипыч – так по-простому разрешил он себя называть. Та долина находится в 3 км от села Еланда и 17 км от Чемала, и в 10 минутах ходьбы от Чемальского тракта.
Доступность и близость к трассе делают это место довольно посещаемым туристами. По сравнительно пологой тропе, идущей параллельно горной речке, можно подняться вверх по ущелью. Приблизительно на середине пути тропа разветвляется, и можно подняться по левой стороне к обзорной площадке или направо — к водопаду «Че-Чкыш». Водопад небольшой, высота падения воды — около трёх метров. Река огибает скалу с двух сторон, образуя два потока воды. Практически отвесные скалы, образующие ущелье, позволяли провести здесь в своё время соревнования по альпинизму.
Филипыч говорит громко, уверенно и вариативно, чувствуется, что за годы своей долгой экскурсионной деятельности постоянно пополняет багаж знаний разными способами подачи данных. Он постоянно шутит: вот эти петроглифы сделал дядя Витя для Вас, а вот тут удобней всего на выступе сидеть на корточках, тут семейные пары в ущелье лезут, а тут можно громко всем вместе покричать. Экскурсовик-затейник. Такого бы в кино снимать. Особенности национального туризма. И никакого сценария даже не надо ему.
Напоследок замечу, что алтаец дядя Витя, взявший в аренду это ущелье Горных Духов, в самом деле следит за чистотой и тем, чтобы водопад всегда был наполнен водой. Так, в эту бесснежную зиму он протянул по дну ручья широкую полосу полиэтилена, чтобы вода не уходила в землю. После ущелья и фотосессий на обзорной вершине мы поехали с гидом Филипычем ещё и на форелевую ферму, что в десяти километрах от Чемала. Там два года хозяин по отчеству Саныч, также не пожелавший разглашать свою знаменитую фамилию, сам готовит корм для хищных рыб из костного и мясного жмыха, сам их кормит и шутит. Говорит, что на следующее лето уже возможна будет рыбалка. Но никак не рыбная кухня.
Комментарии: (0)