| Источник

В Бохане впервые за столетие возобновили праздник тайлагана

Уникальный случай передачи нынешним поколениям жизненной эстафеты мудрого обращения с силами природы из древних времен состоялся недавно в поселке Бохан, в 120 километрах от Иркутска.

Место старейшин — у священного костра... Фото Константина Бусыгина

— Впервые за столетие мы возобновляем массовый праздник тайлагана — коллективного молебна покровителю семейного счастья и чадородия Заяша Убгэн и Зарлиг Тоохэй. Наша осинско-боханская религиозная организация шаманистов «Бургэд» входит в состав Совета шаманских общин Прибайкалья, — рассказал Игорь Олзоев, избранный председатель сформированного больше года назад Совета шаманских общин Прибайкалья, житель села Оса.

В этом тайлагане, который организован при поддержке ОГУ «Центр сохранения и развития бурятского этноса», может участвовать любой желающий вместе со своей семьей. Но только одни мужчины вправе подниматься на шаманскую гору — так повелось издревле. Причины тому есть, говорят местные жители. Прежде всего — чтобы обезопасить женщин, неприкосновенных продолжательниц рода. Ведь известно, что места силы часто расположены в геопатогенных зонах, где мощна природная радиация, плюс духи могут разгневаться.

В этот день женщины — чистые, одетые в платья, юбки или халаты, в головных уборах, в обуви с закрытым носком — собираются у подножия крутой Бохани Хушуун, вместе с детьми проводят игры, танцуют ехор. Эта священная гора дала название протянувшемуся вокруг нее поселку Бохан. Когда-то на ее южном склоне лежал большой белый камень — буумал шулуун, спустившийся с небес. На камне были выбиты солнце, луна, звезды, копыта лошади, коровы. С правой стороны, у самой подошвы горы, рос многовековой тальник, из-под которого вытекал целебный ключ-аршан и впадал в реку Иду. Раньше с тайлагана все спускались к священному камню и молились, пили аршан, купались в реке — в течение многих поколений. В 1911 году миссионер-иеромонах с местным урядником распилили тальник, уничтожили жертвенник у аршана, увезли священный камень.

Одна лошадь старше трех лет и два барана были принесены в жертву духам неба. Фото Константина БусыгинаНо местные жители не забыли древнего обряда поклонения духам неба. На этой горе с незапамятных времен устраивались тайлаганы — коллективные молебны с жертвоприношением 24 лошадей и 48 овец.

Перед выездом на тайлаган людям в своем доме следует у очага окурить богородской травой (чабрецом) пищу и все, что они везут на молебен, себя и семью, мысленно призвав своих родовых покровителей, представить, что они будут сопровождать молящихся на тайлагане.

На месте обряда установлен главный жертвенник — ширээ. Каждое поселение разжигает свой жертвенный костер, то есть устанавливает свой ширээ, где молятся выходцы из одной местности. Во время молебна запрещается быть пьяным, произносить грязные слова, громко смеяться, сорить. После тайлагана нельзя оставлять за собой ничего, все привезенное на молебен — посуду, бумагу и прочее — нужно собрать и увезти домой.

Молодым следует уважать старших. Подрастающим поколениям рекомендуется верить, что они обладают большим мужеством и способны преодолеть любую трудность, в том числе с помощью вековых традиций. Ведь издревле знания предков были основным капиталом — хранителем рода и защитой. И действительно, у побывавших на обряде плодородия словно появлялись новые качества.

В знак благословения небес над горой к вечеру, когда с нее спустились все мужчины, очень долго кружил ястреб. Ястреб является младшим братом, заместителем царя-орла. Известно, с каким трепетом жители Прибайкалья относятся к орлам — тотемным птицам, летающим выше всех: ни в коем случае не позволяют обидеть царь-птицу ни своим, ни чужим.

Бесконечный планер ястреба был встречен общиной с большим облегчением — значит, небо услышало молитвы людей. Духи дали добро на обряды и жертвоприношение. Собравшиеся завершили праздник национальной бурятской борьбой и песнями-танцами женщин в национальных костюмах. Потом был всеобщий ехор — хоровод.

У предгорья Бохани Хушуун был открыт круглый деревянный музей «Юрта», где с левой стороны собраны мужские вещи, а с правой — женский обиходный скарб. Это подарок жителям села Бохан и туристам от администрации Боханского района.

Фото Константина Бусыгина

Комментарии: (1)

  • Отличная статья. Да, хранители знаний не часто высовываются и знания, увы, кому-то — яд. Все, о чем написано — предполагаю, что так и есть)… Про эгрегорыи как с ними быть у Вадима Зеланда в Трансерфинге хорошо и подробно.

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста