Везение на людей
— Больше всех читателям запомнился герой вашей первой книги «Барвеньяновый бушлат» часовщик дядя Паша.
— Часовщик Дядя Паша. Как познакомились? Просто я жил рядом и постоянно видел его и слышал бой часов. это сразило мое детское восприятие, поелику на улице густо звенел мат! А тут: часы, и часовщик, и работает. Этот гул до сих пор во мне, как и огромная фигура дяди Паши, что нависала надо мной, когда мы познакомились. Уже тогда я понимал: он из другого мира, мне неведомого. Это было прекрасно. Впоследствии я сошелся и весьма близко с Павлом Курдюковым-организатором Ангарского музея часов. Чудный, милый дядька-великий труженик, положивший много и усилий и денег на коллекцию часов-лучшую!! в стране. Везло мне на чудаков: я их видел, тянулся к ним, будучи согреваем дивной аурой волшебства и блеском редкостей, которые мало кто почитал тогда!
— Вы много и глубоко поездили по Сибири, прикоснувшись и порывшись в самых потаённых закромах редких культур
— Да. Были путешествия по Бурятии. Все просто: в Бурятии жили староверы. Я их помню: крепкие старики в портах и рубахах, немного хмуроватые женщины а «сарахванах», как они и кликали свою одежу. А ужжж платок головной с кичкой -мыском-приводил в трепет и смятение. Я попадал в век 19 -й и понимал это. А где староверы-там и иконы. Иконы я собирал, будучи напрочь отравлен, мятежной книжкой Солоухина «Черные доски» . В Бурятию я ездил лет двадцать, поначалу автобусом, а потом и на собственных Жигулях и много чего привозил.
Новоселенгинск-особь статья : там могилы Декабристов и Заброшенная церковь Спаса Нерукотворного Образа, из бывшего иконостаса которой я вывез часть( совсем малую) икон! Это потрясающие события, но все уже описано в книжках и я затрудняюсь, что-либо добавить.
— Говорят вы были лично знакомы и много общались с покойным классиком сатиры Михаилом Жванецким?
— Как я познакомился с Жванецким. Ох.?..Всех самых интересных людей я встретил либо в Мединституте, где учился, либо в Психиатрическом стационаре , где трудился, либо в ИТК( Лагере) ,где совмещал работу врача, с работой ночного фельдшера.Так вот в середине семидесятых на больничке я познакомился с Юзиком Березовским-знаменитым московским фарцовщиком и собирателем икон. Кроме Солоухинской книжки -то была вторрая порция яда , свалившего меня окончательно в собирательство старины. Все просто: Иосиф был двоюродным братом Миши Жванецкого. Последний дико сторонился и стыдился брата, но и отречься не мог, прося лишь об одном не афишировать родство , пока он жив. Я обещание выполнил. С Михаилом мы часто встречались в Москве, выпивали, болтали, общались. Что меня сразило: он был удивительно спокоен, грустен, молчалив , если не было зрителей. На концертах -заводился. Это-да!В Лагере же повстречался мне Саша Андросов -родственник-держитесь!! Рюрика Ивнева-Михаила Александровича Ковалева-знаменитого русского пота, который знал всех литераторов того времени и учился вместе с Керенским! Сашка дал мне адрес деда , а я ,часто бывая в Москве, встречался с ним , получая книжки для Саши, которые он тут же ,в Лагерной больнице рвал отделяя, шмуцтитул, извлекал из под бумаги ту или иную купюру, а книжку -выбрасывал. Я меня хватало ума их( книжки) забирать. По молодости я не зело ценил знакомство в Ивневым. Жаль. Вот кабы мне его сейчас, ужо я бы его пораспрашивал!- Сколько сил отрывает профессия реставратора. И сколько дверей она закрывает?
— Все!! Работать на государство-одно, работа на себя -иное. Никто, ничего за тебя не сделает. Моя вторая жизнь и богаче( материально в том числе) и интереснее, нежели врачебная.
Нужно только видеть, не отмахиваться! Короче ; «Ищите и обрящете, стучите -и отверзется вам». Вселенная не вокруг, о нет! Вселенная в вас,господа . И живете вы все в уникальное время! Почему? Ха! Да потому что вы живете. Иной жизни не будет. Не бу-дет!— Говорят профессия психиатра–уже каторга или злой рок.
— Как отличается моё нынешнее ремесло от медицины? Как сказать? Вот: учиться мне было интересно, изучать человека тоже , а вот работать…Мне быстро надоела медицина, а в науку меня не взяли: коллекционер, «подвергался» проверкам, и т.п. Я и ушел. И слава богу, мне 75 , а я работаю, но не медиком! Все.
— Оказалось, что Черчиль был до воцарения на политолимпе был всего лишь удачливым литератором…
— Черчилль, как литератор. Как литератора я его не знаю, но он прожил 92 года, выпивая коньяк, любя сигары. Правда как говорил проф. Ходос, сигару жуя, он скрывал кривизну носогубной складки , что искажало его лицо после инсульта! Еще Черчиль мне понравился фразой, какую он изрек перед смертью, сказав: «Как мне все это надоело» . У него много максим, но они такие политические. 92 года в те времена. Это признак породы, образа жизни, благополучия страны, если угодно. Понимаете? Есть страны, где средняя продолжительность жизни по девяносто, а есть те, где мужики правда в количестве сорока процентов, не доживаю и до шестидесяти.
— Что вы посоветуете нашим читателям, напоследок
— Здоровый образ жизни, какой он? В сущности все просто. Все яд-все противоядие ,дело лишь в дозе- говорили древние. После пятидесяти, особенно мужчины, резко меняйте образ жизни. Не пейте, не курите, следите за давлением, холестерином, показателями крови, навещайте уролога. Дамам,генетика коих несколько покрепче, ибо они и есть сильный пол, следует навещать гинеколога, делать маммографию, следить за питанием, почаще отказываться от обильного сладкого, следить за весом. Но сие-моя точка зрения. Ходите в музеи, взирайте на красивые вещи, прочтите «Крейцерову сонату» Толстого, «Письма к сыну» -Честерфильда, и «Очарованную душу» Ромена Ролана. А эта триада убережет Вас от многих ошибок -клишированных и тривиальных!
Не удержусь все же..Вот цитата Филиппа Дормера Стенгопа -Графа Честерфильда: « Есть наслаждения тела, есть ума!» Задействуйте мозги и-кайфуйте, друзья от одного факта жизни! Она того стоит, поелику не повторится. Всё.
Сложно понять сразу ради чего душа воплощается в определенной стране и принимает на себя явные обязательства. Ведь наше тело мы берем лишь на прокат. Эта оболочка – лишь аренда… Когда я пишу – особенно явно мой дух удивляет меня откровениями и удивительным счастьем. Не надо ходить к оракулу. Каждый сам себе шаман.