< С Андреем Дюковым меня познакомил наш общий друг – поэт, тоже Андрей, только Юрченко. Оказалось, Дюков – харизматичный магистр визуальных искусств, артист оригинального жанра и актер Театра кукол «Аистенок». Половину своей жизни он служит этому волшебному искусству, каждый вечер создавая магию на сцене. В это сложно поверить, но весной этого года актер празднует свое 60-летие. Он по-прежнему юн душой, готов постигать новые знания и совершенствоваться в своей удивительной профессии.
Наша справка: Андрей Дюков – выпускник Иркутского театрального училища 1986 г., по специальности артист-кукловод, в совершенстве владеющий актерским мастерством. Лауреат премии театральных капустников «Актерская весна – 2012», обладатель юбилейной медали «В честь 350-летия Иркутска» от губернатора Иркутской области, участник городских и областных праздничных мероприятий.
– Мне было уже 24 года, когда я впервые занялся искусством. До того работал на авиазаводе. Семья моя – представители рабочей профессии – все потомственные жестянщики, слесари, поэтому отец и был в шоке от моего внезапного решения. Мой дед воевал на многих войнах: в Финскую он вывел из окружения 15 человек. И когда вернулся домой, него уж рос сын, то есть мой отец, которого назвали Владимиром Ильичом.
На тот момент семья жила в Москве, но отца на фронт не брали, потому что он работал на заводе и был мастером золотые руки. Отец часто вспоминал, как они тушили «зажигалки» на крышах домов Москвы. Вскоре семью эвакуировали вместе с заводом в Иркутск. И когда мой дед, уже работая на авиазаводе, прошедший несколько воин, в итоге умер от воспаления легких, бабка в сердцах сказала: «Если бы он до сих пор воевал, был бы жив!» Отец тоже пошел по его стопам, он также работал на топливных баках на авиазаводе. Меня готовили туда же. Я отучился в авиатехникуме, сходил в армию, после, как все, поступил на авиазавод и проработал там два года. Но что-то во мне перевернулось, и я пошел заниматься в цирковую студию при заводе имени Куйбышева. У меня были там тяжеленные железные шары – реквизит, подарил их мне цирковой артист Евгений Острицкий. Я катал, кидал эти жары, использовал как ядра, жонглировал ими. Помню только, когда они внезапно падали на сцену и, слыша по звуку их вес, зрители еще громче мне аплодировали. Три года я занимался в студии, но до последнего стать магистром визуальных искусств в то время даже не мечтал. Так продолжалось довольно долго, пока, однажды проходя мимо театрального училища, не зашел туда из-за непреодолимой тяги. Там была какая-то особенная атмосфера. В училище я встретил девочку-кукольницу, она была с преподавателем, мы быстро нашли общий язык, вот они-то и уговорили меня подавать документы в театральное училище. В разговоре с отцом, я убедил его, что не хочу больше работать на заводе и делать каждый день одно и тоже. А тут ты артист оригинального жанра – фокусы, иллюзии, жонглирование, кукольное шоу, марионетки, веселый балаган. Разве это не другая вселенная?! Конечно, я сразу на 180 градусов развернулся и со всем энтузиазмом юности кинулся туда, несмотря на то, что я уже учился в пединституте на преподавателя технических дисциплин. Любая учеба давалась мне легко, а тогда еще такое время было, что люди горели своим делом, старались изучать все грани мастерства и творчеству были преданы душой.
Мне это нравилось еще и потому, что и самих кукол я мог вырезать из дерева и вообще чудеса творить! Ведь любой человек ждет чудес, особенно на свой праздник. А сделать это событие волшебным и незабываемым – вот что мне было по силам. Удивить всех, стать вдруг настоящим фокусником!
После театрального меня хотели направить в маленький город между Черным и Азовским морем. И несмотря на то, что приглашающей стороне я очень понравился, туда я не поехал. Директор училища отговорила меня, сказав, что там будет война, а все, что связано с военными действиями, по своей интуиции я всегда избегал. И я остался в Иркутске, к тому же в наш город приехал новый режиссер Людвиг Григорьевич Устинов, и тогда же открылся стационар Театра кукол в нашем городе, до этого театр был разъездной. Помню даже, как мы выкапывали яму под сценой для нас, артистов, ведь у кукол должны быть дирижеры. Тогда же у нас работал удивительный человек – механик Сергей Агулов – много чего для нас он придумал, например, механических кукол. По тем временам это было просто открытие!
Вот и получается, что если сейчас мне 60, пришел в театр в 28, то и выходит, что больше 30 лет уже ему служу! За эти годы играл в «Божественной комедии», «Лекаре поневоле». Это были спектакли для взрослых, на них как раз «пошла мода», в «Цирке Шардам» по пьесе Даниила Хармса. Вообще больше всего я играл клоунов, циркачей – там, где нужна ловкость, сила, умение показывать фокусы и быть немного волшебником. Но этому нигде не учили. И однажды в Иркутск приехал фокусник Владимир Козлов, он-то и стал меня учить. Несмотря на то, что фокусники чаще всего хранят свои секреты при себе, он откликнулся и даже пришел в наш театр в гости. Тогда ставили «Маленького принца», и Агулов лепил всяческие розочки, накладные руки и шевелящиеся рты кукол и прочие чудо-детали постановки. Проникнувшись этим действом, маг сказал: «Вот это фокусы! А все, что я тебе могу показать, – это лишь ловкость рук». Тогда он прислал мне видеокассеты с мастер-классами светил этого дела. Очень мне запомнился его фокус, которым он сразил меня: подбросил карты вверх, а они к нему на голову упали уже в виде шляпы.
А в Музыкальном театре Олег Грантович Кешишьянц научил меня танцевать чечетку. Потом я стал смотреть на другие забытые трюки: шпагоглотание, протыкание спицей рук, ног… В Питере встречался с человеком, коллекционирующим встречи с паранормальными вещами. На гастролях всегда же найдется тот, кто тебя подучит – ведь если ты чем-то живо интересуешься, то всегда находишь учителей.
Вот и сейчас Андрей Дюков занят в репетициях спектакля для молодежной аудитории театра – «Остров Иукини». Он с гордостью сообщает, что самый возрастной актер в этом спектакле, и играет отца героини Алаулы.
И признается, что такой многоуровневой постановки за всю его карьеру в Театре кукол еще не было. Тут есть и динамичные танцы, и энергичные песни, сценические постановки с копьями, бои… Действие спектакля происходит в далекой, жаркой стране – условной Океании. Нам ведь культура этих экзотических стран по-прежнему малоизвестна, хотя русские и бывали там еще два века тому назад. К тому же постановка «Острова Иукини» принесла с собой и массу музыки – от укулеле до ханга и разных мелодических мелодий.
Накануне юбилея я застал актера, полностью охваченным репетиционным процессом. В фойе театра он вышел в костюме телесного цвета с татуировками по одной стороне и сразу пояснил, что аборигены Океании свято верили в защитную силу татуировок: ни руки, ни ноги в татуировках нельзя было уязвить.
– Говорят, для артиста работа – что для лошади свадьба: голова в цветах, а круп в мыле. Конечно, я очень рад любой новой работе, несмотря на то, что уже кажется, что работаешь вообще на пределе. Но это очень ценный, удивительный опыт.
Беседовал Михаил ЮРОВСКИЙ
Прочитал статью об Андрее Дюкове. Замечательная встреча, пусть и через печатные слова. Сегодня не так много статей о хороших людях, талантах, просто о добром, прекрасном.
Здесь в одной статье удалось не просто рассказать о человеке, но и передать его «алгоритм» движения к Высокому-Прекрасному.
—
С уважением, Игорь Щербаков