ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА ПЕЛА ДЛЯ СОБАК

26-02-2006  10 октября 2006 г.  

Уникальный голос Галины Барановой не находит себе места в России.

Имя Галины Барановой известно во всем мире, но не в Петербурге. Она обладает уникальным голосом в диапазоне контральто. Таких оперных голосов в России точно нет, а в мире можно пересчитать по пальцам. И хотя живет Галина Владимировна на Невском проспекте, но выступать в Петербурге ей, несмотря на это, практически не удается. Хотя совсем недавно, 29 января, ей довелось спеть пару песен в Троице-Сергиевой лавре…

НА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЛИМП С ЦЫГАНАМИ

В 2000 году ее приглашали в Лондон на празднование Миллениума русской эмиграцией. И там с цыганской сборной эстрадой Галина Владимировна блистала в уникальном звуковом обрамлении как никогда. Редчайший женский бас обрел наконец свою оправу.
Но трагедия высокообразованного дарования еще и в том, что, со слов самой Барановой, она очень требовательна как к себе, так и к сопутствующим ей музыкантам. Так что хоть и с самыми классическими музыкантами, но найти общий язык не получается. Певица по-прежнему держит любых слушателей в огромном внимании благодаря непостижимой глубине и мощи своего поистине феноменального вокала. О ней как о легенде Невского проспекта снимал свои «600 секунд» Александр Невзоров, ее подборка песен переиздана в Америке в серии «Золотые россыпи романса».

РОДИЛАСЬ В СИБИРИ С УПРЯМОЮ ДУШОЙ

Она родилась в Сибири, в Барнауле, в семье летчиков. Пела с детства для военных и гражданских служителей неба. В Ханты-Мансийске руководила кружком самодеятельности. В Тюмени во время гастролей оперной студии Ленинградской консерватории познакомилась с певицей Лидией Линьковой, по совету которой и приехала в Ленинград поступать в Консерваторию.
В 1963 году Галина Баранова была принята на вокальное отделение Ленинградской консерватории. А в 1966 году увлеклась эстрадой и поступила в ВИА «Поющие гитары». Проработала с этим коллективом целый год, объездила весь Союз с гастролями, за что была отчислена из Консерватории. Тогда истинное искусство брезговало эстрадой и карало певцов за любое идеологическое отклонение от линии партии. Хоть восстановиться в вузе ей и удалось, но с тех пор ни один худсовет ее культурную программу не одобрял. Все дело в том, что ее контральто — очень редкий женский вокал, представляющий собой объемный, «бархатный» диапазон звучания, и в общих оперных партиях такое редко прописывается. Что такое формат, и что такое неформат, Галина Баранова постигла всей своей жизнью. Оказалось, что в России даже уникальный голос — отнюдь не залог общественного признания.

НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ КАК НАВАЖДЕНИЕ

— За 40 лет существования проекта «Поющие гитары» прошло немало юбилеев. Но за все годы меня ни на один концерт не пригласили. А ведь я их первая вокалистка! Почему — не знаю. Вот в прошлом году был юбилей коллектива в БКЗ «Октябрьский». Евгений Броневицкий сказал, что билетов уже нет. Дескать, можем только по списку тебя провести. Я не пошла, поскольку это очень неприятно — искать себе место в переполненном зале. Так вот… — сердечно жалуется Галина Владимировна на заносчивость своих коллег. Из этого замечания можно сделать вывод о непростом и очень суровом русском характере примадонны. Что ж, пение Галины Барановой отличают яркая эмоциональность, психологическая проникновенность и какая-то чисто народная задушевность. Но…

ХАРИЗМА ПРИГОДИЛАСЬ В КИНО

Несмотря на то что в «Ленконцерте» Баранову держали на задворках с 1971 по 1989 год, она много снималась в кино, в таких фильмах, как «Последнее дело Вареного», «Бакенбарды», «Претерпевшие до конца». Мощнейший уникальный вокал и яркая магнетическая внешность позволили артистке без труда найти себя в экранных ролях. Никаких продюсеров не понадобилось. Услышавшие однажды такой голос сразу же сдавались. Типаж вакхической дивы, поющей мощным контральто любые арии, просто ошеломлял.

БЫТОВЫЕ БУДНИ БАСИСТКИ

В начале 90-х на фоне всеобщей неразберихи на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит долгожданная виниловая пластинка Галины Владимировны «Мираж любви». А она сама, спасаясь от фактической невостребованности, устраивается собаководом на оборонное предприятие «Звезда». Выгуливая четвероногих охранников по обширной заводской территории и в дождь, и в слякоть, обливаясь слезами, скрепя сердце она пела для собак. Как призналась сама певица, животные были благодарны.
Двадцать собак в охраняемом военном объекте робко подвывали. Она открывала вольер и, пока готовилась еда, каждый божий день пела…
Русская Чезария Эвора на дня не живет без песни. Соседи по коммуналке тиражируют ее диски, предоставляя уникальный материал всем своим знакомым. А сама оперная дива коротает дни вышиванием макраме и плетением рюшечек. Пенсии в три тысячи явно не хватает, и потому Галина Владимировна часто ездит выступать в Москву, где бывает зараз по три сольных концерта на сцене ГЦКЗ «Россия». В 1995 году певица принимала участие в радиофестивале русского бытового романса на BBC, а в двухтысячном ее приглашают на эмигрантский слет в Лондон.

ПОЛВЕКА ДЛЯ РОМАНСА НЕ СРОК

И вот 45 лет творческой деятельности, репертуар из тысячи песен и никакого признания, кроме редких квартирников в Питере. Не так давно, в 2002 году, некий безымянный деятель культуры растиражировал ее диск «Замело тебя снегом, Россия» в эмигрантских кругах Америки, а певице было выслано всего лишь сто дисков, да и то бракованных.
Подруга певицы писала Путину, высылала для него именной подарочный диск, но в приемной президента почему-то переслали его же, но с дарственной надписью главы государства в комитет по культуре Санкт-Петербурга. Понравилась ли такая музыка нашему президенту, отдающему, как известно, предпочтение молодой фолк-певице Пелагее, — неизвестно.
— После перестройки искусство обесценилось. Не осталось свободных площадок. У кого есть право выйти на сцену — у тех нет денег, у кого есть деньги — нет вкуса, — сетует певица. У Галины был свой театр «Старый Петербург», но поскольку организаторских способностей не обнаружилось, то директор этого заведения, с которой это все зачиналось, отняла вотчину. А ведь на 45-летие Победы в Большом театре Галина Владимировна пела перед Горбачевым!.. Серьезным испытанием была и госприемка исполнителей 1986 года, когда неугодных советской власти артистов попросту лишали всех титулов и работы. Тогда Баранова поразила московских приемщиков произведя на них неизгладимое впечатление. «История жизни женщины, рассказанная в романсах» — такова преамбула всей жизни Галины Барановой.
Вот что говорит художественный руководитель Санкт-Петербургской капеллы Владислав Чернушенко о таланте певицы: «Я редко пересекался с Галиной, но ее неповторимый голос, конечно же, требует особого подхода и отдельной работы».

В ТЕМУ

Контральто — самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. По аналогии со струнным инструментом его даже раньше называли альтом. Такой голос сегодня — большая редкость, а, скажем, 100 лет назад он встречался гораздо чаще.
Часто к нему обращался Чайковский. Так, он написал для контральто партию Ольги в «Евгении Онегине» и Полины в «Пиковой даме». Именно русская певица Елизавета Лавровская, солистка Мариинского театра, обладательница контральто, подала Чайковскому мысль о написании оперы на сюжет романа Александра Пушкина. Композитор посвятил певице 6 романсов, ораторию №27, вокальный квартет «Ночь», а Рахманинов — романсы «Она, как полдень, хороша», «В моей душе».
В операх контральто исполняет часто партии юноши. Так, специально для великолепной певицы Воробьевой-Петровой Глинка создал партию Вани — приемного сына Сусанина — в опере «Иван Сусанин», а также молодого хазарского хана Ратмира в «Руслане и Людмиле». Римский-Корсаков поручил контральто партию гусляра Нежаты в «Садко» и пастуха-певца Леля в «Снегурочке». Песни Леля, пожалуй, наиболее популярны среди контральтового репертуара, особенно третья: «Туча со громом сговаривалась…»
Если в театре нет певицы-контральто, эти партии поручают голосу, наиболее близкому к нему, — меццо-сопрано, с которым его, кстати, часто путают. Именно контральто обладала первая афроамериканская певица, выступавшая на сцене «Метрополитан-опера», Мариан Андерсон.
Сегодня среди контральто наиболее известна немецкая певица Катрин Дагуа. Родом из артистической семьи, Катрин с самого детства обнаружила редкий голос — драматическое контральто. В 21 год она уже обладательница золотой медали Музыкального конкурса Франции.
О, как ты мил мне, тембр чудесный,
Где юноша с женою спит,
Контральто, выродок прелестный,
Голосовой гермафродит!
Николай Гумилев

// Михаил ЮРОВСКИЙ

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста