Времена, когда рок-классика звучала из каждой подворотни, а весь досуг молодежь проводила на сейшенах, кажется, прошли. Рок стал частью сцены, выбив себе нишу и в театре. Александр Айдаров — из тех, кто прошёл Крым и Рым рок-н-ролла в Сибири. И не просто выжил, а остался на виду и на слуху, и ещё является лицом Музыкального Театра. Он родился в Иркутске 4 февраля 1974 года. Как он сам скромно говорит: «Где родился, там пригодился. Кажется, сами закаты были ярче – город был летом в сто раз теплее и добрее…»
Помню, как-то писал о рок-группе «Стихия», и в той публикации была использована культовая фотография этой группы Марины Свининой, где состав был сплошь из молодых и дерзких людей в чёрном, смотрящих хищно и уверенно и в объектив, и в своё будущее. Тот состав запечатлелся в памяти ярой концентрацией их всех в едином энергетическом порыве, как скачок вне времени и пространства. Да и сам я разве стал бы журналистом, если бы не тот журнал «Ровесник» (слишком ярко-цветной для СССР), где печатали портреты рок-звёзд мирового уровня, и где публиковали цикл «Выживание для подростков» тов. Ди Снайдера? И ты никогда точно не знал, какая ещё яркая новость, портреты каких звёзд — Рэмбо или Митхуна Чаакроборти, или какие другие дикие и яростные лица — ждут тебя в новом номере «Ровесника». Нервы ныли от тех иллюстраций, и такой там был резкий захлёст инфы! Я точно не увидел бы ничего необычного, не ищи я там смысла в куцем подборе скупых слов.
И вот моя первая заметка в Сибири (а было это в городе Томск) о группе «Крематорий». Я ничего не помню, а то, что написал тогда, было ассоциативным потоком сознания. Но чудо в том, что темка вышла в «Томском Вестнике» с солистом Григоряном в чёрной шляпе и чёрных очках – таким, как нам, юным жителям Союза Нерушимого, виделся недостижимый мир свобод в виде китча, цинизма, больших денег, спеси, лени, которые теперь пришли к нам уже навсегда. Тогда была чёткая программа: учись, работай и сдохни — что лично я сделал с точностью до наоборот: нигде не учился, никогда не работал и подыхать вовсе не собираюсь! И вот, когда уже в Иркутске встречаешь даже не заезжую, ныне заезженную рок-звезду, а самого обычного с виду парня, который цепко и внимательно, самоучкой, отринув весь здравый смысл, просто пел или играл что-то невообразимое непонятно для тебя на каком инструменте, вот это – да! Это сильно вставляет. Конечно, подражать ему не стоило, ведь у меня свои буквы-тараканы… Только зажгутся мои глаза, и они выпрыгнут из моей головы и поскачут в ваш мозг в виде искр и эмоций и «стихии звучных страстей» — именно так тогда называлась заметка о группе «Стихия». Кажется, это было в прошлой жизни… Но вот, совершенно случайно встречая живого и уже холёного Айдарова в лифте Музыкального Театра, куда я даже сам не помню к кому зашёл, подумал: «Вот ведь, сам Христос на лифте со мной ездит…»
Я буду жить! Небо и людей любить.
Я буду петь! И пусть отступит смерть.
Я буду играть! Сердце своё всё сжигать.
Радость Любви дарить. Я буду так жить!
(Айдаров А. С.)
«После спектакля «Иисус Христос — Суперзвезда» мне в Москве подарила красную розу сама исполнительница роли Марии Магдалины в той постановке Театра Моссовета, и предложила перейти к ним в театр. Я же отказался, так как для меня это было равносильно предательству. Не предавайте своих близких и себя, и будете счастливы.»
Вот почему счастье – в покое.
В Театре Пилигримов и в Иркутском Музыкальном Театре Айдаров сыграл более 50 ролей.
В 1997 году были гастроли в Москве. Вот такие воспоминания об этом в стихах остались у Александра:
«Свет на сцене яркий. Сколько не хитри ты —
Все твои помарки увидит зоркий зритель.
Через тернии к звездам устремляясь в мыслях,
Пой светло и просто звонкую песню жизни».
(Айдаров А. С.)
А вот что он рассказывает о стихах в своей жизни:
«Стихи. Моя бабушка, Валентина Владимировна, была учителем русского языка и литературы. Портрет Пушкина стоял в ее комнате на самом почетном месте. Когда у неё родился сын, она назвала его Сергеем и попросила его, когда он вырос, назвать своего сына Александром. Не писать стихи я не мог. Писал для рок-группы «Экстроверт», для рок-балета «Серебряная нить». В Иркутском Драматическом Театре идут два спектакля с моими стихами — «Жанна Орлеанская» и «Орфей и Эвридика». Много своих песен».
«Дождь утренней росы.
Дрожь девственной лозы.
Грусть спелого зерна.
Вкус хлеба и вина».
(Айдаров А. С. Песня Жанны д’ Арк)
«Рок-опера «Юнона и Авось». Премьера состоялась в 1996 году, – продолжает Александр Сергеевич. — Я играл в этом спектакле матроса, монаха, лейтенанта Хвастова, отца Кончиты Хосэ Дарио дэ Аргуэльо, графа Румянцева и в 2009 году добрался до главной роли графа Резанова. Переломный момент. 2013 год. Гастроли в Ярославле. В финале первого акта «Юноны» я сломал ногу. Второй акт отработал на обезболивающих. Тогда было не до смеха, но потом родился каламбур: «Артист, сломавший кость стопы в финале первого акта, во втором акте работал в полноги». За 20 лет работы в театре я понял, что петь надо не голосом, а душой».
«Вглубь, к истокам сделай шаг —
Услышишь, как дышит твоя душа.
Всегда были и будут с тобой
Свобода, Мудрость и Любовь».
(Айдаров А. С.)
«Я люблю Байкал, Иркутск и Иркутский Музыкальный Театр. Бывают спектакли, когда я чувствую единение со всеми, кто находится на сцене и в зале. В такие моменты меня наполняет ощущение Радости», — делится со мной сокровенным Александр.
«Открыты Двери. Идет Игра.
Линии в Небе — Дороги к Счастью.
Был очень хороший спектакль вчера.
Благодарю всех, кто причастен…»
(Айдаров А. С.)
«Театр, тем более с рок-составляющей, – это некий катарсис. И так — если твоя душа разбужена, сложно бывает после антракта не уйти – не потому что не то, как раз хватило и захлестнуло… потому что пик страстей всё же легче переживать, отдышавшись на морозном воздухе, а не сидя среди других зрителей. Что остается в закулисье? И есть ли тот самый Призрак Оперы?»
По-моему, всё это не только есть, а является движителем разных мыслеформ, которых пока нет, но которых ждут и верят в них, за ними и приходят в театр зрители и слушатели. И уже неважно, своё это или импортное – границы стёрлись, они теперь — только три ноля на зеленоватой бумажке – такой пропуск легче всего выписать, не будучи рабом иллюзий. Ну да ладно, можно ещё долго жонглировать словами, цитатами из рок-репертуаров… Хотелось бы только, чтобы ещё хоть раз рок в классике состоялся в Музыкальном Театре, где Призрак Оперы ждёт и помнит тех, кто готов поддержать этот эгрегор своими эмоциями и голосами. Вот и докажите мне после всего этого, что всё в мире — не чистый шаманизм; что, живя на берегах Байкала, можно исповедовать какую-то другую религию, кроме слияния со стужей и ветром, чистым Солнцем и водопадным напором Ангары. Где эта песня? Где эти актеры? Где? Когда?
Мир полон интересных талантливых людей, преданных своей малой Родине, а ты Михаил умеешь их воспевать.