В черте Иркутска находится двенадцать мест захоронений, часть из которых лежит под городской застройкой. Это накладывает свой неизгладимый отпечаток на образ жизни и мышления иркутян. Например, старое немецкое кладбище XVII-XVIII веков сегодня покрыто асфальтом. К нему подходит улица Ленина, которая разветвляется на улицы 3-го Июля и Седова. От скитского кладбища, бывшего с XIX века по 1930 год, осталась лишь Михайло-Архангельская церковь у Ново-Ленино. Над частью Старо-Глазковского кладбища находится трамвайное полотно и недобитая застройкой роща Звёздочка. На месте старого мусульманского кладбища сейчас стоит здание торговой марки «Меха Сибири» напротив кинотеатра «Баргузин». В Иркутске-2 по территории бывшего кладбища, у станции Иннокентьевской, проходит железная дорога: в западном направлении нашей страны…
На местах закрытых в XX веке Знаменского и Рабочеслободского кладбищ — жилые дома, улицы… Освобождения. Считается, что наиболее неблагоприятны для жизни с точки зрения биоэнергетики районы Ново-Ленино и Юбилейный. Чуть поблагоприятней – Первомайский, Синюшина гора и Второй Иркутск. Самая благополучная энергетика пока что в центре города — Солнечном и Академгородке. Большинство дурных поступков человек совершает не потому, что они ему нравятся, или приносят выгоду, а потому что ему кажется, что от него их ждут. Возьмем, к примеру, такое явно иркутское явление как уличное насилие и вандализм. Что заставляет молодёжь и не только её громить лавочки, фонари, просто бить прохожих, принимать наркотики или алкоголь? Ответа в сфере здравого смысла нет. Но если копнуть глубже и посмотреть на карту кладбищ – всё тайное становится явным. Тут можно было бы весь журнал, да и не один номер, занять сводками криминальной хроники, очень совпадающей с местами прежнего упокоения, ныне поруганными.
Потусторонний мир мстит, толкая адептов этого измерения, особенно находящихся часто в жутко изменённом состоянии сознания, на чудовищные преступления или на бессмысленное уличное вредительство. При товарище Сталине был бы наведен порядок в кратчайшие сроки даже в самом Иркутске. Методом народного контроля и неизбежности жесточайшего наказания. Но в эпоху же больших «возможностей», проявляющей себя в формах беспредела или коррупции, где вроде бы деньги и как бы связи могут решить любую проблему – управы на уличный вандализм не имеется.
Да, добросовестность вознаграждается, но деньги здесь ни при чём. Можно быть очень хорошим человеком, отучиться и даже без блата устроиться, чуть-чуть приподняться над нижним уровнем бытования. Но тут вдруг, откуда ни возьмись, случайные ночные гуляки разбивают тебе голову… Или сжигают твою машину. Или лишают всех накоплений. Или отбирают квартиру, или работу. Зачем? Ну не так посмел жить! Человек может думать обо всём, но делать должен то, в чём он уверен. Даже если он очень осторожен и законопослушен, зона захоронений влияет и на него.
Не так давно в Центральном парке культуры и отдыха Иркутска установили 300 уличных светильников. Итог, увы, плачевный. В общей сложности больше сотни фонарей беспощадные вандалы привели в негодность. Ушлые мародёры сняли провода, окрестная шпана разбила плафоны. Остальные, во избежание дальнейших убытков, городские службы сняли и увезли на склад.
И потому быть повышенно внимательным в зоне смерти – это как быть призраком в концлагере. Как отличить сильного человека от слабого? Если недоволен жизнью сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый, то к людям. Вот почему так сильно именно в городе Иркутске недовольство всем сразу и друг другом в особенности. Тут не прощают ни успеха, ни неудач. Ни приличия, ни щедрость, ни открытость вам не пойдут впрок – потому что этим сразу воспользуются тёмные силы, только и ждущие своих жертв. Тут же толкнув по вашу робкую душу очередного кидалу или подставив вас в самом успешном раскладе дел так цинично, что станет аж тошно. Всё острое со временем теряет остроту, и только тупость становится ещё тупее. Здесь же, в отличии от Байкала, Иркутск выступает антиподом – там всё усиливается, здесь же любая явная тенденция ума и тела идёт в минус. И усугубляется со страшно необратимой силой вспять и вниз.
Так, первое место в печальном списке ломки занимают фонари на объездной дороге между микрорайонами Первомайским и Университетским. Светильники меняют там каждый сезон! На второй и третьей строчках значатся микрорайоны Синюшина Гора и Ново-Ленино. Тьма торжествует! Ежегодно действия вандалов приносят убытки в сотни тысяч рублей.
Есть у местных вандалов и особо любимые архитектурные объекты. Например, скульптуру Вампилова в сквере у драмтеатра и постамент бюста Юрия Гагарина на набережной Ангары не раз разукрашивали и обливали гудроном. Однако все рекорды по количеству беспощадных актов вандализма побивает памятник императору Александру III. За 11 лет новейшей истории объект десятки раз подвергался нападениям. В иных случаях вандалы срывали с металлической ограды гербы, в других — спиливали короны с двуглавого орла. Однажды объектом наживы стали даже пенопластовые буквы с постамента памятника императору. Кто-то над кроватью себе повесил…
Мудрость каждого жителя следует оценивать не по тем великим свершениям, которыми ему довелось проявить, а по тем губительным ошибкам, которых ему удалось здесь не допустить. Мудрый не тот, кто много размышляет о великом, а тот, кто мало думает о мелочах. И большой человек, и маленький человек могут одновременно идти к одной цели, но маленький человек – чтобы на ней остановиться, а большой – чтобы от неё идти дальше.
С завидной регулярностью хулиганы-шутники красят на Пасху и гранитное яйцо — часть памятника русско-японской дружбе, что стоит на углу Канадзавы и Марата. Отскабливать краску от овального мрамора – это тяжко. Наверно, особое удовольствие скрытных вандалов состоит в наблюдении мучений исправить их вред. Конфликты происходят в Иркутске не только на улицах или ночью, но и просто в обычном режиме. Когда вдруг человека как подменили. Без особого повода он начинает третировать ближних, издеваться и злословить, просто причиняя явный вред кому ни попадя и… наслаждаясь!
Смешон орущий в ярости, но страшен молчащий в обиде. Примеры явного чванства и бесноватости сограждан вспомнить может любой. Но списывать это на объективные причины уже не имеет смысла. Кто тот кукловод, что дёргает за ниточки уязвимую психику самодура? Тени забытых предков. И это не праздное клише, а объективная картина мира, в связи с куцей материальной ущербностью псевдонаучного мировозрения, принятого за действительность. На самом деле реальность глубже и жёстче переплетена невидимыми узами того и этого измерений.
Чтобы дойти до новой истины, нужно отойти от старой лжи. Всё, что нам важно, не бывает срочно. Всё, что срочно – только лишь суета. Хвастовство – тоже яркая тенденция наших дней, есть признак глубокой неуверенности. Грубость – второе свойство иркутян – признак их же бессилия. Надежда на пользу от их проявления – вообще-то просто признак глупости. Часто хвастовством называют обыкновенную правду, а скромностью – молчаливую ложь, равнодушие при явном зле. Отсутствие богатства – и это надо помнить – ещё не бедность. Бедность – слепая жажда богатства.
Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, слушаешь совсем не то, во что веришь, и делаешь совсем не то, к чему расположен – то всё это время и живёшь совсем не ты. А некий теневой явно потусторонний эгрегор, вероятно, уже усопших, тобой правит — как оркестром дирижёр. Особенно это всё явно видно в больших мегаполисах. Считается, что колония крыс, живущая под ногами двуногих, давно доминирует своим эгрегором. Что за архетип доминирует над Иркутском, нетрудно догадаться – принимая во внимание то, как нелепо, скученно и неуютно застраивается центр. Или взять ту же почти пересыпанную строительным мусором и застроенную небоскрёбами Ангару! Не на погибель ли людям творится такой явный бред и вред. Ещё 20 лет назад этого и представить было бы невозможно – в сейсмоактивной зоне, да на кучах глины лепить 20-этажки!..
Если бы сохранялись древние кладбища, то большую часть любого из городов занимало бы кладбище. Все города на костях.
Не раз размышлял: почему в Финляндии, где мне довелось прожить около месяца, нет следов вандализма?
Мы находили одинокие, оставшиеся без дома сараи, полные всякой добротной крестьянской утвари. И никто там ничего не брал, не поджигал и, извините за выражение, «не оставлял своих экскрементов».
Там же не разоряют нор барсука, которые можно найти недалеко от жилых поселений. А у нас, на берегу реки, как-то обнаружил отрубленные ноги журавля… Вероятно, чтобы убитую птицу скрыть в рюкзаке…
После этого я много ездил по разным регионам России, и картина везде примерно одинаковая, словно везде трудился один и тот же «художник». Всюду выступает «тошнотворное» сочетание цвета: пьянство, воровство, агрессия, зависть и нечистоплотность по отношению к окружающему пространству, какое-то остервенелое отношение к диким животным.
Думаю, что это следствие революции, гражданских и внешних войн, репрессий. Чтобы видеть проявления Культуры в обществе, нужно время, в котором идет накопление «культурных ценностей», пестование культурных навыков в течении пяти-семи поколений.
Если всё прекрасное, что дает нам культура, сравнить с цветками у растений, то например многие высшие растения, оказавшись в тундре, в экстремальной для выживания зоне, прекращают цвести вообще. Эти растения начинают распространяться вегетативно, от корней или укореняющихся ветвей.
Воспитание человека, если оно еще правильное, можно сравнить по аналогии с ростом растений, с обильным солнечным освещением, богатой почвой и достаточным количеством воды. Если чего-то недостаёт, то стоит ли ожидать от человека достойных «плодов»?
О кладбищах, я был поражён, узнав, что на Иерусалимском кладбище в Иркутске было похоронено около 100 тыс. горожан. И как с этим кладбищем поступили. Можно сказать, стерли память города. Но повторюсь — это уже следствие всеобщего вырождения.
По-моему, это лучший комментарий из тех, что я читал. Но боюсь, у нас не только нет 5-7 поколений, чтобы исправить ситуацию, но у нас нет даже одного года. Похоже, наше время вообще истекло. Мы живём во времена большой нестабильности, скоро весь мир станет другим — а там как знать, какие законы будут им править. Наверное, постапокалипсис — это не просто сюжет из фильмов. Может быть, на самом деле, скоро живые позавидуют мёртвым.
В 1980 году при строительных работах в Богоявленском соборе, под полом нашли захоронение , был захоронен священно- служитель большого ранга, я в первый раз увидел столько много драгоценностей вживую, крест золотой усеянный бриллиантами весил наверное 1 кг, не говоря о головном уборе…..удивление не было границ, в 22 года увидеть древность , которое восхищало и поражало одновременно , зачем там под землей прятать такие ценности!