При моём житье на Ольхоне мы подружились с местным балагуром и весельчаком Алексеем Васильевичем Копыловым, 93-х лет от роду, ветераном ВОВ и таким заводным человеком, что многим молодым не угнаться за ним.
Сейчас – зимой он держит 8 коров, летом по 12. Ездит на жигуленке по Ольхонским буграм лихо, пьёт водку наравне с молодыми, курит, рассказывает военные истории, сожалеет об упущенных любовных отношениях на войне, и не только. Лихо пляшет, поет на память и в голов все военные песни. Не человек – вечность, ожившая и не теряющая связи времен. Петра от него в восторге. Нас то с ней, топавших из Хужира с покупками он и подвез на своем лихом жигуленке. С ним был Иван – сторож одной из турбаз, зимой замороженных на сибирском побережье. Вот в сторожке Ивана мы с дедом Лёшей и встретились ещё не раз и стали настоящим собутыльниками. Правда водка эта гадость – ни фига и не пьянит. Кажется, на Ольхоне она вся такая – палёнка из одной канистры. Но зато слушать живую легенду — не переслушать. Глядя на такого не сдуваемого не какими ветрами перемен Человека, не ведающего предела своим начинаниям, живее всех живых стремящегося жить и сам понимаешь – вот реальность. Живой долгоиграющий вид суровости жизнелюбия. Аж с 45-го года он живёт на Ольхоне. Планируя, как следует отметить 70-летие ВОВ и посмотреть, что же дальше будет. Кстати, его друг сторож с соседней турбазы дозвонился-таки на Областное телевиденье и 17 марта сюжет с Алексеем Васильевичем Копыловым вышел на ТВ.
— Только пришел с фронта – сразу захомутали… Никаких тебе отлучек. И паспорт то перед отправкой на войну остался то у меня тут на Ольхоне у матери. А прежде чем получить новый паспорт – справку из колхоза возьми, а колхоз её не дает, а кто говорит работать будет — мужиков нет. Погибли… Наши сибирские дивизии отстаивал Москву. Генерал Доватор был. Тоже погиб…
Мы беседуем с Алексеем Васильевичем под военные песни из проигрывателя, подаренного съемочной группой ИГТРК не так давно бывшую здесь.
— Воевал я на Третьем Белорусском фронте. Под командованием Черняховского. Которого убили в канун Победы. В момент гибели ему было 34 года… Вот странная смерть! А мы приехали, радиостанцию развернули, связались со штабом Первой Воздушной… Где-то в четыре часа дня непонятная суета. Спрашиваем: что такое случилось? Черняховского убили! С трудом поверили. На самом исходе войны… ведь. Ведь это была знаковая фигура. Жуков, когда возглавил Первый, Рокоссовский Второй Белорусский, а кому доверим Третий фронт!? Сталин сказал – Черняховский. Надо сказать – рвал он немцев жёстко. Не было им спасенья. Молодец! Я тогда при штабе работал Третьего Белорусского фронта. Начальником радиостанции. Надо же было соответствовать тогда…
Задача была поставлена – отследить радиопереговоры самолетов противника. А что творилось!.. Только при артподготовке. Налетели стаи штурмовиков, бьют сутками по нашим – выбивают с позиций. Орудия то наши все только на одном квадратном километре и стояли… целых четыреста. Всё это было под Витебском. 1943 год. Земля вся была изрыта – на десятки километров без жизни.
В настоящее время Алексей Васильевич живет с сыном 70-ти лет по прозвищу почему-то Пчеловод. Очевидно, когда-то попытался разводить пчел. Но видно неудачно. Сельский глаз точен. Отец и сын смотрятся как два брата. Копылову старшему ни за что не дашь его 93-х. Особенно заметно с какой неравнодушной интонацией он разговаривает по мобильному. Это надо слышать! Видимо, душевная позитивная энергия и активность ума являются двумя слагаемыми долгожителей. Потому что не в диете же дело и не в одном том, чтобы жить в чистом месте. Многие пытаются делать то и перебраться туда – но много ли из них доживает до пенсии?
В общем, напоследок Алексей Васильевич довез меня на своем жигуленке по Ольхонским степям на турбазу к своему другу – моему ровеснику, с которым они очень много общаются. Как равные.
Я часто вспоминаю свою двоюродную бабушку. В нашей семье она была той самой вековой глыбой. Ушла достойно в 93. Каждый год, 9 мая собирала вокруг себя более 50 человек, свою семью, свой род. Каждый из нас, от мала до велика считал своим долгом приехать к ней в этот день и поздравить.
Она участница боев на 2-м Украинском фронте в составе 360 отделения батальона. Воинское звание – сержант, командир отделения. Сильная, непоколебимая. Я всегда поражалась ее внутреннему стержню. Она воспитала детей, собирала вокруг себя внуков, успела застать 5 правнуков.
Будучи подростком, я не понимала всей значимости ее советов и наставлений. Она обладала травознанием, соблюдала посты, до последнего занималась домашними делами, вела хозяйство. Сегодня, хочется так много спросить, многому научиться. Но увы. Люди-миры…
Когда я показывал фото своих прадеда с прабабушкой, мне тоже говорили, что эти люди как скалы и памятники. От них сила идёт даже через фото. Люди героической эпохи — они великие как и время, в которое жили. Это они сделали то время таким. А ныне… Богатыри — не мы…
Удивляет жизнелюбие людей, заглянувших в лицо смерти!Респект! Остаётся пожелать здоровья, такого же бодрого духа и долголетия!
Мир
Соль земли — человек загадка — многие лета ему!