Юрий Ножиков. Фото: glagol38.ru

Юрий Ножиков — меценат

26 января состоялось открытие закупленных для Художественного музея 30 лет назад первым губернаторов Иркутской области Юрием Ножиковым 23-х работ молодых художников. Основу экспозиции составляют 20 полотен иркутских художников, которые в 1990-е годы пополнили музейные фонды благодаря содействию Юрия Ножикова, который изыскал возможности приобрести картины и передать их музею. То, что человек открытый и искренний прост со всеми—очевидней всего на примере Юрия Ножикова.

Искусствовед Тамара Григорьевна Драница очень хорошо помнит то время — начало 90-х. Люди сидели без зарплаты, цены скакали каждый день. И она, практически от безнадёги решилась позвонить в приёмную губернатора Юрия Ножикова. Каково же было её удивление и всех сотрудников художественного музея, когда на следующий же день Юрий Абрамович вместе со своим заместителем Яковенко лично посетили Художественный музей. Среди авторов – Сергей Григорьев, Николай Вершинин, Сергей Григорьев, Борис Десяткин, Геннадий Драгаев, Сергей Жилин, Сергей Коренев, Геннадий Кузьмин, Лев Сериков.

— Это была первая для меня тогда выставка и тем более первый закуп моих картин нашим музеем. Мне тогда в мои 40 лет не было возможности купить ни подрамник, ни холст. Собирал я их можно сказать из подручных сопутствующих материалов. – Так вспоминает январь 93-го Геннадий Кузьмин, – Холсты готовил сам из портняжной ткани, из так называемой подборцовки. Грунтовал и натягивал холсты тоже сам. Делалось это так: покрывал холсты из портняжной ткани 2-3 слоями столярного клея с желатином. Потом белилами с тем же клеем. И таким образом готовил себе холсты вплоть до 2000-го года.

— Однажды на меня вышла одна старушка и предложила купить за бесценок у неё резную ценнейшую икону «Никола Можайский», которая ныне является одной из жемчужин постоянной экспозиции религиозного искусства Галереи сибирского искусства. Юрий Ножиков, купив, тут же передал в дар музею «рельефную» икону XVIII века, — рассказал собравшимся иркутский коллекционер и правозащитник Григорий Красовский.

Иркутский областной художественный музей. Фото: museum.irk.ru

— Конечно, каждый художник мечтает о закупе своих картин художественным музеем, – говорит иркутский художник Сергей Григорьев, – Жил я тогда на окраине Кайской горы. И изобразил на картине этот зимний пейзаж с домиком—зимовьём. Другая работа — чистая лесная поляна на юге в лесу под Ангарском. Мне вдвойне приятно, что мы имеем честь сейчас вспоминать те времена, достаточно сложные, но интересные. А Юрий Абрамович просто спас нас из небытия, дав шанс поверить в себя, выжить, состояться. Снимаю шляпу.

— Жил я тогда с юной женой на Синюшке в общежитии — комнатке-студии в 12 кв. метров с кошкой, мольбертами, Солнцем в окно и всё это изобразил на картине в символическом стиле, — говорит иркутский живописец Сергей Жилин, – Нам всем просто сказочно повезло с Юрием Абрамовичем, что он увидел, оценил и поддержал всех нас. Многих это спасло!

По мнению оставшихся в живых мастеров той поры, Юрий Абрамович больше всего ценил и интересовался именно людьми. А иркутский адвокат Денис Машкин в начале 90-х даже попал в небольшое ДТП с участием «Нивы» Юрия Абрамовича. Самое удивительное было в том, признался Денис Юрьевич, что Юрий Абрамович сам вышел из машины, признал свою вину и тут же на месте заплатил потерпевшим спешащим адвокатам лично. Радость от общения с таким человеком как Ножиков не только не бледнеет с годами, признали все пришедшие на выставку «Юрий Ножиков. Спрессованное время», но возвращается к каждому знавшему этого удивительного человека ещё более яркой. И конечно, пока мы помним таких выдающихся людей и собираем вечера памяти их дел и встреч — всё не напрасно и не потеряно. Отдельную благодарность и небольшой рассказ об искусствоведе Тамаре Григорьевне Дранице хотелось бы представить дополнительно.

Драница—мастерица

Акушерка, принимающая на этот свет очередного иркутского художника. Мама Тома, принимающая каждого непринятого обществом творца. Бабушка Тамара – наша вечная хранительница очага искусства, вокруг-то в музеях Иркутска всё ещё и вертится. Как ей это удается и есть ли величины в мире Иркутска, которых нельзя забывать, поговорили.

— Ушаков, Шпирко, Фридеман, Рубцов, Рогаль… Это кого очень хорошо знала, понимала. Ведь я с 73-го года в искусстве. Так в нем долго вообще не живут. Труженики тыла – Тетенькин, Костовский… Люди, сделавшие Иркутск полным света-мысли, настроения, давшие эстафету ценить красоту во всем.

Сама Драница из поколения, которое родилось в Сибири. Деда, полковника русской армии, выслали во время начавшейся гражданской войны в Польше в 1918 году. А по материнской линии в 20-х годах дед уже сам убежал сюда – донской казак. Отец окончил вторую мировую старшим лейтенантом, воевал в так называемых диверсионных войсках.

— Так, когда брали Кёнигсберг, мой отец был в войсках, стоявших около неприступной крепости там, а рядом сбрасывали десант. И отец про войну ничего особо не говорил, только плакал, закрывал голову руками и выдавливал: «900 человек в одну ночь!..» По всему этому ветераны войны для меня люди абсолютно особые.
Евгений Владимирович Ушаков, Евгений Владимирович Шпирко, Вальтер Карлович Фридеман… Андрей Филиппович Рубцов – слава Богу, он ещё жив. Наконец, Виталий Сергеевич Рогаль… У меня были к ним совершенно особые отношения. Мало того, что это были большие художники, но ещё и ветераны Великой Отечественной Войны. А главное – несмотря на пережитые годы войны, репрессий и голода – это были абсолютно свободные люди. Людей такой внутренней свободы в настоящее время сейчас просто не встретить. Никакое время их не давило, не сломило, не сожгло. Это были абсолютные оптимисты, радовались жизни как дети и устремлялись к каждому дню. Но при этом прекрасно понимали трагизм нашего советского сосуществования. Прекрасно понимали, что мы – это некая площадка для неких чудовищных экспериментов. И тем не менее огромное человеколюбие, демократизм, и самое главное, я повторюсь, огромная внутренняя свобода. Они не боялись говорить то, что думают. Может осторожничал только ныне покойный Виталий Рогаль. Да и то, только потому, что был в свое время не раз председателем иркутского союза художников.

Лично я была покорена личностью Вальтера Карловича Фридемана, лучшего друга Тетенькина и Вычугжанина. Человек очень скромный, простой график. Он был из прибалтийских немцев и во время войны накануне Курской битвы взял языка. Благодаря этому мы узнали, когда начнется наступление. Деликатнейший, интеллигентнейший, с таким чувством юмора!.. Да и Евгений Шпирко тоже был с чувством юмора, всю войну и юную свою жизнь прошёл от Москвы и до Берлина и только в 47 году вернулся из Вены. Там еще наши войска задерживались. Он был зенитчиком. Когда я видела количество наград на их костюмах, меня сначала робость одолевала, а они крайне спокойно к ним относились и одевали их только в канун Победы на 9-е мая. Ушаков же очень любил сплавляться по бурным сибирским рекам с ребятами. У него ещё было одно увлеченье: он занимался древнерусской культурой. Еще дохристианской – славянской. И на его полотнах очень много сцен посвящено тем временам, и под каждой картиной есть его личная аннотация. Потому что он и научные труды изучал и очень любил, как он говорил, «берёсту» … Но это-то был певун, сказочник и страшный оптимист. Тогда можно было ещё высмеивать начальство.

Все были тогда творцы

Монолог Тамары Григорьевны…

Драница Тамара Григорьевна. Фото: bir-museum.irk.muzkult.ru

Демократическое у нас время было! Какие статьи печатали в «Привале», где печатали статьи об искусстве, в «Восточке», да и в «Молодежке». А у Виталия Рогаля еще была мечта не просто одну картину написать в дань войне, но ещё и гигантскую картину-монумент посвященную репрессиям. Главное, что все они ни говорить, не писать о войне не любили. Что угодно – только не эта тема. Мы не могли видеть и знать оборотную сторону войны. Это что-то страшное и ужасное выходило. И на ней были не только ужасные моменты, но и право, комические. Вот где-то в 70-е годы ячитала в газете статью, в которой один немецкий молоденький солдатик где-то там в Белоруссии не захотел воевать и бабки его прятали в белорусской деревне. И он там всю войну пересидел… После войны отправил в это село целый эшелон со скотом. С лошадьми и коровами в этот колхоз.

Это все говорит только о том, что весь наш народ и солдаты были незлобивы в войне. То было так. Не было такой ненависти к врагу, как сейчас раздули вселенский пожар с этой нашей Украиной… И как нужно так зазомбировать народ, чтобы они все так дружно не любили несчастных москалей. Или наоборот, да.

Драница Тамара Григорьевна. Фото: culture38.ru

Но нельзя не вспомнить, как те же наши сибиряки, не ушедшие на фронт из-за возраста, все это лихолетье полной горстью хлебнули. Тетенькин и Костовский – труженики тыла. Костовский рассказывал, как он не доставал до станка и подставлял ящик для работы на нем. Сама же я приехала в Иркутск после Петербургской академии имени Репина. Не думала, что тут навсегда останусь. Но потом я познакомилась с такими людьми как Вычугжанин и Галя Новикова, и каких уже нет и быть не может. Это был большой взлет иркутской живописи. Ты-то не застал всех этих людей и очень жаль. И мне почему-то казалось, что в Иркутске всегда так и будет. Марк Сергеев – Галин друг. Тогда запросто приезжали московские артисты, такие как Миша Ульянов. Словом, все ученые, писатели, художники дружили. И многие к ней приходили как поэты к Ахматовой – часто и надолго в гости.

Кстати, был ещё один удивительный фронтовик – это Аркадий Ильич Гутерзон. Он давно ушел, но это человек трагической судьбы. Он сам из-под Витебска и ушел добровольцем на фронт. В 41-м же году попал в окружение. Его прятали так же белорусские крестьянки. Какой-то староста на него донес. Его, совершенно больного, кинули в лагеря, и он совершенно истощенный все их прошел. Его освободили уже американцы. После войны он ещё десять лет просидел в сибирских лагерях. Помню мать рассказывала, к эшелонам победителей подъезжали на воронках энкэвэдешники, срывали погоны с героев и увозили в никуда. По-видимому, за что-то там выдергивали, ну мало ли за что это можно сделать тогда…

Однажды его первого из Иркутска пригласили на персональную выставку в Москву. Это первый из всех послевоенных иркутян, с большим успехом преподнесший свое искусство. И вот тогда тут началась травля. Мало с кем, со мной в том числе, делился тем, что все-все от него отвернулись. И он пришел к Гале. Галя, естественно, уважала этого человека. И вот он нам с ней чуть ли не самого детства рассказывал свою жизнь. Почему-то почти все люди приходили к ней исповедоваться. Она сама иркутянка. Родственники все из прибайкальских деревень. Кстати, у Гали будет 12 мая день рождения, и выставка её работ скорее всего будет в июне-июле. Это будет на Ленина, 5, ей исполнится 75 лет. Вот тогда о ней уже можно будет гораздо более подробно и говорить.

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста