Только смелым покоряются небеса
Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие. Серафим Саровский. Высказывания вдохновляют, поднимают настроение. На самых прекрасных картинах видно небо. Mы говорим с заядлым дельтапланеристом Валерием Сосниным. Целых 40 лет покоряющим небеса повсюду.
Когда общаешься с человеком целых сорок лет непрерывно летавшем, причём не на самолётах а как Икар—практически на самостийных своих крыльях—всегда хочется задать ему много вопросов-расспросов.
— Как и когда вы начали заниматься парапланом
— Пришел я к парапланеризму, как часто бывает, по стечению обстоятельств. Было это году в 1993-м. Товарищ предложил попробовать полет с горы на параплане. Что это за «зверь» такой параплан, я тогда конечно не знал, но попробовать захотелось. Первый свой полет конечно же запомнил. Был он с небольшой горки на 11 км Александровского тракта. Перепад высот около 30 метров, но стартовали не с самого верха и ветер встречный был не сильный. Потому пролетел и не далеко, и не высоко. Но вот чувство полета помню отчетливо. Пробежка с горы с парапланом (сначала за спиной, потом над головой) и вот отталкиваешься от земли и …. ноги и ты весь сам повисаешь в воздухе. Необычное чувство свободы перемещения в пространстве в подвешенном состоянии. Ты паришь и одновременно с этим быстро движешься в направлении к земле под горкой. Высота ведь не большая. Прилив адреналина как в этом полете, так и в последующих не давал возможности любоваться окружающими красотами или наслаждаться чувством полета. Взор был ограничен направлением полета и только вперед, по направлению движения. Основное было не пропустить момент и четко отработать приземление. Радиостанций тогда у нас не было. Все выполнялось по научению товарища, да с учетом увиденного ранее его полета на этом же месте. Посадку тогда отработал нормально, приземлился комфортно. И вот когда купол параплана упал на землю и я его собрал в «розочку», после этого пришел восторг от пережитого: и от полета и от того что смог преодолеть себя, свой страх и сделать этот полет.
— Долго длился Ваш первый полет и успели вы полюбоваться окружающими красотами с высоты ?
— Первый полет, да и многие последующие, был весьма небольшим. По длительности — наверное не больше пяти минут. Эти полета больше походили на длинный затяжной прыжок. При чем особо смотреть по сторонам не было никакого желания. Адреналин «капал» из ушей и все внимание сосредотачивалось на управлении парапланом и правильности действий при приземлении.
Уже потом, когда количество полетов приближалось к двум десяткам и появилась некоторая уверенность в том, что все должно пройти штатно, начинаешь смотреть по сторонам и любоваться земными красотами. В этом деле особенно помогает полеты с высоких горок, т.е. когда перепад высот от места старта до приземления составляет метров 150 и выше. Такие полеты можно с уверенностью назвать «высокими» полетами.
— Вы хорошо помните свой первый «высокий» полет?
— Самый первый «высокий» полет пожалуй что и не помню. Видимо он был похож на обычный, но немного повыше и подольше, но вот один из них мне запомнился. Он у меня связан с достаточно занимательной историей. Произошла она году в 1994-м. Поехали мы полетать в район Малого моря на Байкале. Компания наша состояла из 4-х человек. Трое летающих и одна сопровождающая. При этом один из участников нашего коллектива был французом. Помимо того, что он был очень опытным пилотом, и имел за плечами не только не один десяток часов налета, но и полеты в горных условиях Альп (полеты в горах это гораздо сложнее, чем полеты просто в холмистой местности как у нас). Достоинством его был и определенный альтруизм. В подарок от французских парапланеристов он привез нам больше десятка парапланов. Они, конечно, были все сильно морально устаревшими, да и выглядели достаточно поюзанными, но все целые и вполне годные к эксплуатации. Вот эту новую технику мы и стали опробовать на склонах байкальских сопок. Пару дней потренировались в полетах в районе МРС и на Малом море. Перепад высот был разный но не больше 200 метров. Летали в основном вдвоем. Француз участие почти не принимал. Оно и понятно. Не Альпы. Конечно, у нас восторг от полетов был полный. Ну и в заключении решили слететь с действительно значительной сопки. Такая сопка конечно же нашлась. Не знаю уж почему, но она называлась Австралия. Перепад высоты с уровнем Байкала был порядка 530 метров. Располагалась она в сторону Большого Байкала, территориально недалеко от пещеры Мечта. Если точнее, вход в пещеру был хорошо виден справа от сопки.
Добрались до места старта мы в районе обеда. День был солнечный с небольшим юго-восточным, восточным ветерком. Т.е. ветер был как раз встречным, что для старта было очень хорошо. Вид на Байкал открывался шикарный. Голубое небо, безграничная даль воды, вдали чуть виднелся противоположный берег. Чуть ниже от места старта шла дорога в сторону воды. Через несколько сотен метров она обходила чуть правее скальник (как оказалось там был обрыв метров тридцать) и спускалась в долину между двумя высокими сопками. Сопки начинались чуть ниже старта, величественно направлялись в сторону Байкала и в нем обрывались, как и положено почти отвесно.
Утром приняли решение, что в полете примем участие втроем. Мы с товарищем, как заботливые хозяева, предоставили право первым стартовать нашему французскому другу. Он был однозначно более опытным и потому кому как не ему показать нам как надо пилотировать на параплане…. Был, правда еще один нюанс на который мы не особо обращали внимание, но возможно он был весьма значительным. Француз привез нам в подарок парапланы, но они все были без запасных парашютов. Отсутствие запаски напрягало – ты не имел права на ошибку. Любая ошибка или стечение обстоятельств могли стоить и здоровья, да и жизни. Но что эта опасность перед жаждой полета…
Француз начал раскладывать свой параплан на склоне. Мы ему в этом активно помогали. Разложил. Встал в сторону Байкала, против ветра. Подошел легкий порыв ветра. Наш друг энергично разбегается, купол почти становится у него над головой, но тут что-то пошло не так, край крыла заваливается в сторону и вместо старта купол падает на землю. У нас промелькнуло сомнение, как же опытный пилот и не смог справиться. Видимо волнуется. Опять раскладывает купол на земле (место старта немного наклонено в сторону озера и длиной не меньше сотни метров), француз встает перед куполом, как и положено берет в руки стропы, разбегается. В этот раз купол четко вышел над головой пилота осталось сделать пару шагов вперед и вот он полет … НО, тут мы явно увидели, что наш французский друг, вместо того что бы делать эти шаги вдруг резко затянул стропы управления и купол снова упал на землю. Нам стало понятно без слов — он просто боится. Конечно, он что-то проговорил в оправдание своих действий, но фразы здесь уже не имеют смысла… Лидера надо менять.
Сначала стартовал мой товарищ. Он взлетел легко и сначала пошел с небольшим набором в сторону Байкал, но затем стал забирать чуть вправо от старта и пошел вдоль правого хребта. Минут пять семь любовался полетом товарища. Потом разложил параплан на склоне, дождался поддувки ветерка в лицо. Короткая пробежка вниз по склону, купол над головой, еще пару шагов и ЛЕЧУ! Сначала все происходит плавно и не спеша. Парю в сторону Байкала. Блаженство. Вдруг подходит теплый воздушный поток и меня вдавливает в подвеску сила тяжести. Одновременно с этим сердце начинает замирать и страх его почти полностью останавливает. Это я сейчас уже знаю, что термический поток подошел и стал меня поднимать за купол в небо. Скорость у него наверняка была не большая полтора два метра в секунду, самый комфорт, но тогда то я этого не знал. В любом случае восторг от высокого полета, от шикарной красоты, которая открывалась перед взором оттеснил весь негатив. Стал забирать влево от старта вдоль левого отрога горы, спускающейся в Байкал. Потихоньку разглядел своего товарища впереди и справа. Он летел уже над водой и разворачивался в сторону берега. Просел над водной поверхностью достаточно значительно, но это не помешало ему благополучно приземлиться в паре десятков метров от воды. Скорректировал свой полет с учетом увиденного. Не стал далеко заходить над водой и приземлился на берег метрах в ста от берега. Понятно, что с учетом пережитого и увиденного не стали сразу собирать снарягу. Выстегнулись из подвесок, сошлись, поздравили друг друга с полетом поделились впечатлениями.
А что же наш французский друг? Он все таки слетел. Ведь на горе он остался не один, а с красивой девушкой, и хотя это была и не его девушка, но он ведь француз. Видимо он не смог позволить себе такое малодушие… Правда полет его был не столь высокий и величественный, как у нас с товарищем. Сразу же после старта он стал активно маневрировать и сбрасывать высоту, он не пошел вдоль хребтов к Байкалу, а сразу стал лететь ниже уровня этих хребтов, облетел обрыв над дорогой и пошел по прямой в нашем направлении. Недолетев несколько сотен метров до нас приземлился. Чувствовалось, что навыки управления парапланом у него лучше наших, но у нас был действительно высокий завораживающий полет, а у него перемещение над поверхностью земли на высоте тридцать сорок метров. Хотя, наверное, и более безопасное.
— Насколько мне известно, парапланеристы могут летать не только без мотора, но и с мотором. Чем они отличаются эти полеты? Какие вам больше нравятся?
— Оба эти варианты перемещения в воздушном пространстве хороши, но каждый хорош по-своему. Полет без мотора (парящий полет) больше приближен к природе и требует полного единения с ней. Он требует от пилота хорошего знания не столько местности, сколько поведение воздуха на этой местности. Как повлияет ветер и Солнце на воздушные потоки, где они будут они будут восходящими, а где ни сходящими? Каковы особенности полета в динамике и термодинамике? В таком полете ты полностью зависишь от твоей способности сначала предсказать наличие, а потом приспособиться к метеоусловиям. При полете наслаждаешься тишиной, свистом ветра, иногда, бодрым писком вариометра (прибор для измерения скорости подъема или снижения). Но в этой романтики есть значительные ограничения особенно в наших краях. Перепады высот у нас близко от Иркутска небольшие и что бы создались условия для длительного полета требуется стечение многих обстоятельств. Как правило только каждый второй, а то и третий, выезд бывает удачным. Приедешь на горку и по прогнозу должно быть все хорошо, а на практике: то ветер не той силы, то направление не правильное, то облачность сильная и т. п. Опять же полетать сможешь только рядом с заранее известными местами, а не где захотел.
Другое дело мотопараплан (параплан с мотором). Здесь ограничения по месту полета определяются только специальными зонами над которыми полеты запрещены(зона аэропорта, территория специальных объектов). Если есть желание полетать информируешь соответствующие службы. Приезжаешь на поляну, собираешь оборудование и летаешь. Взлетел и перемещаешься в пространстве как тебе заблагорассудится. Захотел лететь выше нажал на рычаг газа, увеличил тягу поднялся выше. Захотел снизиться, газ сбросил и летишь ниже. В общем полный хозяин своего перемещения в воздухе. Но есть и минусы; постоянный треск мотора за спиной, дополнительный вес ухудшает аэродинамику, быстрее снижаешься и жестче происходит посадка.
Мне нравится оба варианта полета. Хочешь приобщиться к природе летаешь без мотора. Есть желание полетать ни о чем не задумываясь и посмотреть с высоты на какой-то участок земли, собираешь пралет (мотопараплан, установленный на трехколесную тележку) и вперед в небо.
— Полет на параплане считается экстремальным увлечeнием и весьма травмоопасным. Часто бывали у Вас травмы? Как сейчас, после тридцати лет занятий этим хобби, вы оцениваете его травмоопасность.
— Конечно, опасность получить какую-либо травму, или отправиться в мир иной при полетах на параплане присутствует. Хотя если исходить из логики пилотирования на этом летательном аппарате, то она несколько меньше чем при полетах на дельтаплане или самолете, потому что спасательное средство у тебя уже над головой и оно готово тебя плавно спустить на землю, если у тебя отказал двигатель или сломался конструктив самолета (дельтаплана). Другое дело, что этот купол, в отличии от запасного парашюта может гораздо быстрее сложиться в обычный кусок ткани или того хуже сложиться частично и начать вас вращать как центрифуга в направлении к поверхности земли. Здесь уже зависит от ваших навыков и умений, а иногда и от везения.
Из собственного опыта стараюсь не летать, когда метеоусловия жесткие. Это означает сильный порывистый ветер, сильная термичка или сплошная облачность. Когда не понимаешь, что тебя ждет в воздухе и сможешь ли твой аппарат противостоять этим невзгодам. Риск должен быть оправдан. Долго живут здоровыми осторожные пилоты.
Хотя, конечно, в воздухе могут произойти всякие неожиданности. Может подойти шквалистый ветер и вы уже ничего не сможете сделать. Собственно с одним из наших товарищей так и произошло на чемпионате России. Нашли его через месяц. Правильнее сказать его тело.
Здесь я немного фаталист: если Вам суждено сгореть, то Вы не утонете и наоборот. Кроме того, стараюсь жить по правде, не совершать плохие поступки и делать добро окружающему мирозданию. Тогда оно, как в старых русских сказках, вернет тебе тоже добро и поможет в трудную минуту.
В подтверждение последнему утверждению могу привести случай из своей летной практики. Свой первый ночной полет на пара моторе. Было это лет десять назад. С товарищами на парящих немного отлетали день на сопках в районе деревни Ахины (150 км от Иркутска). Но так как полеты были не очень длительными, решил собрать парамотор и часть дороги в сторону дома пролететь на нем, а товарищ на автомобиле, после посадки должен был меня подобрать и уже дальше поехать вместе.
Был конец сентября. В это время темнеет быстро. Взлетел. Набрал высоту метров сорок. Сориентировался по приборам, на местности и пошел вдоль дороги. Местность там холмистая. Дорога извилистая и идет вдоль речушки. Слева от дороги уклон в направлении речки, а справа склон холма под углом градусов тридцать. Места для посадки нет. Пока пытался что-то найти на земле чтобы приземлиться резко стемнело. Луны нет. Тьма кромешная. Куда приземляться не понятно. Впереди виднелись огни села Байтог, а там посадка еще хуже. В деревне протянуты провода и вдоль дороги и между домами, т.е. приземлиться и не встретиться с ними просто невозможно. Сами понимаете встретиться с проводом на скорости 40 Км/час удовольствие не из приятных. Стал кружить на уровне макушек сопок, потому как они были видны на фоне темного неба. Здесь заканчивалась долина, которой располагалось село Ахины и через небольшой перевал, начиналась долина, в которой располагалось село Байтог. В одном месте сходились несколько гряд сопок и как раз над этим местом в полной темноте, я пытался найти себе место для посадки.
Вдруг совершенно неожиданно параплан над головой заходил ходуном, будто не ночь, а белый день и термические потоки раскачивают его и поднимают ввысь. Создалось полное ощущение, что какая-то необъяснимая сила хочет мне что-то поведать. После того, как у меня в голове возникла четкая мысль, что нужно именно здесь садиться, пока не стало еще хуже. Раскачивание внезапно прекратилось. Стал снижаться и до сих пор не понимаю каким образом в полной темноте при заходе на посад попал на небольшую дорогу в промежуток между трехметровыми зарослями огромных кустов. При чем очень мягко приземлился. Создалось полное впечатление, что кто-то взял меня и мягко поставил на это место. Кругом заросли высоких, не пролазных кустов. Только одно место для посадки и меня на него поставили. Мистика.
Вспомнилось, что днем, когда готовились слететь с горки на самой ее макушки случайно набрел на покосившийся столб. На нем был вырублен идол. Подумалось, что лик идола видимо олицетворяет дух местной долины. Столб был перекошен. Идол стоял криво. Не гармонично с окружающей природой. Сходил на край сопки. Нашел пару камней. Подпер ими снизу столб, что бы он стал ровным. Помог идолу снова стать прямо, как и положено духу долины. Полюбовался результатом и после этого пошел на полеты.
Видимо, в благодарность за это доброе дело местный Бурхан и обеспечил мне такое фантастически удачное приземлиться в тот вечер.
С интересом читаю вашу прозу.По специальности я журналист.потому печатное слово мне близко.На данное время работаю в библиотеке.веду у детей клуб поэтического мастерства.на моей страничке много людей.пишущих и прозу и стихи.так что я рада.что у нас появился еще один творческий человек.готовый поделиться с нами своими наработками.
Интересно было прочесть эту статью. Она информативна, передаёт дух путешествий и чувство полёта.