САГА-гитарист-ансамбль
Иногда мастеру стоит вкусить невиданной славы, признания и почестей, чтобы вернувшись домой ощутить себя в своей мастерской и начать жить. С Александром мы знакомы уже ровно четверть века. И его абсолютное мастерство виртуоза-исполнителя растёт с каждым годом невероятно. Решимость такого музыкально-героического усилия, наверняка будут долго пронизывать ум и сердце даже после того как его успех может быть забыт.
Прожив в Монголии шесть лет и найдя там свою целевую аудиторию, год назад Сага всё-таки вернулся в Иркутск, свою вторую родину. Родом он из Челябинска, из простой семьи рабочих. Просто невероятное упорство дало шанс реализовать свой талант.
— Для меня Монголия—очень интересный этап в жизни был. Я надеюсь, он ещё продолжится. Монголы—наши собратья. После войны Сталин подписал манифест о независимости Монголии.
Три Саги в день
Что касается меня—у меня там в день бывало по три выступления. Самое главное для артиста—это знать, что его ждут. Началось всё с шоу талантов «Монгол-талант». Там вообще не собирался даже выступать, так за компанию. Мне сказали—поднимешь настроение. На следующий день проснулся знаменитым. Это шоу смотрят все в 10 часов утра в воскресенье. Меня узнавали в магазине, на улице и так далее. Получасовое выступление там для телевидения сократили до пяти минут, а для ютуба сократили из того вдесятеро—и всё же… Я уже и до этого там был известен, но трансляция решила всё. В итоге комиссия конкурса спросила, а играете ли вы ещё и монгольские мелодии. Так вот после моей классикал джаз, которую сократили в десять раз. я сыграл им четыре разных произведения, переложенных на гитару. Они все прямо затанцевали—члены комиссии, под монгольских мелодии. Для них это было откровение, поскольку одной гитарой поднять аудиторию невозможно—только группа, ансамбль может зажечь зрителей.
— Насколько можно понять, играть на гитаре то, что невозможно—стимул?
— Мне захотелось сыграть Богемскую рапсодию «Квин», три месяца мучился, делал и сделал. В данном выступлении в к/т «Художественный» мне играть помогали отдельные вещи Андрей Дадонов и Олег Егоров. Мне важно только то, чтобы мне помогали на гитарах мои старые давние друзья.
Друзья и данные
Однажды мы выступили с Мартином Казаряном, исполнителем из Армении. Дудук с гитарой звучит оказывается потрясающе. Или же Джеф Матиссон, американский религиозный миссионер. И когда он заиграл на губной гармошке наши русские песни военной поры, зал встал. Примерно как в Монголии, когда их классику инструментальную я играю так как ансамбль.
— А как насчёт мировой славы? Каковы твои первые шаги к этому?
— Нет. Даже не буду и начинать. Объясню почему. Длинна пальцев не та, увы! Мои пальцы короче требуемых для этого действа минимум на полтора сантиметра. Так что с таким пальцами могу быть хорошим аранжировщиком, но виртуозом мирового массшатаба я не смогу стать. Это понял я ещё в 20 лет. Да, правой рукой я могу сделать многое, но левой не достаю аккорды. Обычные аккорды, конечно, легко беру, но требуемые иногда растяжки—нет. Но больше всего у музыканта работают конечно не пальцы, а голова! Что лучше—безголовый гитарист с длинными пальцами или мыслящий гитарист, но с короткими?! Ведь только голова делает правильные аранжировки. И конечно в интернете сейчас очень много диванных гитаристов, знающих много нот, и пальчики то у него хорошие, вижу, правильно поливает, но ничего в нем не трогает—увы… Нужен интеллект, сердце, старание наконец. Публику не завоевать длинными нотами, переигрывание известных мелодий.
— Год назад на Ютубе мы с тобой говорили о презентации нового альбома..
— да диск вышел в Китае. Но в России его до сих пор нету. За год партия, которую я привозил весь распродался. Остаток тиража и-за пандевии не вывезти. Ни по почте нельзя, ни иначе как-то, пока границы закрыты. И на этот концерт свои пятьсот дисков уже из Монголии я не получил ни одного. Но мой друг-министр Енх Амгаланг Монголии не смог привести диски сэда. Вот именно он подарил коня. Но теперь я больше работаю дома, занимаюсь. И конечно, как прежде уезжать с концами в Монголия уже не собираюсь…
Родина победила
Тем более, я поехал год назад к своей маме в Челябинск, о чём ничуть не пожалел, дав ещё два концерта и на Урале попутно. Но кулуарные концерты. Вообще, чем меньше зал—чем он компактней, тем лучше в нём акустика… Ужасно плохо, когда всё звучит как в бане—имею в виду зал в Филармонии. Он же абсолютно не предназначен для музыки. Это бывшее Законодательной Собрание. Если на первых рядах есть звук там—на последних его уже нет…
В «Труде» ещё хуже. Но зато когда «Дип Пёрпл» приезжали, там заранее делали какие-то акустические щиты, японские инженеры. Они спецтехникой всё замеряли и отстраивали. А без этого это просто самосвал… без звучания. То же самое было на концерте Ал Ди Меола, Пугачёвой. Да и на Патриции Касс было тоже самое. Кстати, о ней. Мы с ней в один день и час на разных площадках Иркутска давали концерты—и тут и там залы были полными. Всё потому, что разные люди ходят… На меня идут те, кто действительно живой музыкой интересуется. За минувший год не некоторых корпоративах города довелось поиграть. В Рон-рол-пабе в том числе.
— Повышение эрудиции как происходит?
— Очень много лажу в Ютубе и смотрю, кто, как и что играет. Всегда радуюсь за коллег, у которых получается сыграть нечто. Вот мой коллега Роман Мирошниченко. Это сейчас самый топовый гитарист Москвы. Он играет рок, джаз, латино… Особыми гастролями своими по миру похвастаться не смогу. Да было раз пару концертов в Париже—один на причале, на корабле, и всё. Ну да Москва—но там каждый всегда за себя и законы просто волчьи… Но мне лучше вспомнить концерт в клубе «Воспоминание» в Улан-Баторе. Зал на 300 мест был заполнен в трое больше и когда ведущей сказали, что вне плана ещё выступит гитарист Сага, она уточнила, что он споёт? ей—он играет Она не хотела мены выпускать, тогда подключили директора зала и после моего выступления она от меня попросту пряталась.
Принципы Саги
Самому мне легче не сочинять музыку, а прослушав любой ансамбль, уже скопировать его звучание на одной из своих гитар. Для меня самое главное качество—это ответственность. Пусть даже профессионализм отдыхает, но максимальная подготовленность и выкладка в деле—для меня важнее всего.
Каждое выступление подготавливаю максимально, а вариации импровизаций –уже дело случая, акустики, атмосферы и настроения. Каверы можно сделать разные. Но исполнять их лучше всего, когда именно ждёт определенный зал.
Сложнее всего далась мне импровизация «Богемской рапсодии», где целый рок-оркестр удалось медленно, верно переложить в шестиминутную партию. Ведь если полностью копировать кого-то это попросту неинтересно и скучно.
Вся современная музыка для меня на 90% — это сиюминутный мусор, увы…
Пять часов занятий гитарой в день: самый необходимый минимум гитаристу.
Классные у тебя друзья, ну я тоже люблю очень гитару слушать даже купила себе хотела научиться да всё как то времени маловато что начать и продолжать заниматься да и выходных толком нет. Я этого Александра почему то и не слышала и не видела…раньше!? Наверное мало смотрю ютуб, как люди живут и что яркое вокруг происходит вдруг
Гитарные рифы пространство наполнят –
Восторгу предастся гитары струна.
Его выступленье надолго запомнят,
А имя его не сотрут времена.
Молодец! Ты классно пишешь о таких … все равно они тоже грибы, наверное, опята…им нужен пенек-пьедестал-признание масс, лучше зарубежных
Не в кое случае не осуждаю, даже не Иронизирую, правильно живут реализуют талант