Жемчужина КБЖД
Пройти всё КБЖД за три дня – ежегодный майский мой ритуал—проверка на прочность и дань памяти в память Дня Победы. По прежнему идти довелось от Култука, куда доехал на электричке и спустился до берега километра за два от ЖД путей, через всё это село. 
Лишь три тоннеля по КБЖД отделяют Култук от старой Ангасолки. Километров десять по шпалам и вы в царстве вечного Солнца. Уж над кем Солнце не заходит никогда это именно падь Ангасолка… До пяти дворов тут. Зато вновь отстроенный музей Рериха и альплагерь для туристов с гостиницей. С горок – от железки Транссиба и выше нее бегут ручьи и текут они так истово, что вовремя весны: таянья льдов очень трудно бывает пройти наледи – не набрав башмак талой водой. Ручьи и сосны. Сопки с лагуной, винтажный мост у самой пади – на гигантских высоченный пирамидальных ногах.Особая надземная реальность
Если подойти с туристической стороны – тут всё так хорошо, так тихо – что хочется замереть. И уже некуда и уходить. Ни на восток, ни на запад, ни в горы не лезть, ни в бездну Байкала не смотреть… Недаром Рерих по пути в Тибет именно в сем месте разбивал свой лагерь и тут само место таково. В любое время года место греется Солнцем. Долгие закатные часы от того, что нет горок-заслонов. И ветра даже дуют как-то вскользь. За исключением злой горной турбины, пару лет назад сдувшей уже канувшую в вечность гостиницу Олд-Ангасолка и тот самый музей Рериха, где за копии картин тогда брались деньги. Ныне отстроенный музей взымает плату лишь за бахилы. Что ж, резонно.

Половинная – село в пути
Немного пройти, начинается 129 километр – прям так обозначена станция—километром. Здесь раньше жил очень злой дед, сильно всех ругавший, кидавшийся с топором на идущих туристов. Наконец и его не стало. Вторая половина его дома тоже стоит закрытой. Село пустое. Два дома и те без жильцов. Когда нет Солнца, кажется вообще всё весьма безнадёжным. Ну а приходящее солнце оживает любые живые воспоминания здесь. Далее идёт протяжённый с его многими развязками линий ЖД и вот с трудом дойдя до памятника в виде паровоза, обнаруживаю себя в селе-станции Половинная. Уже смеркается и ноги гудят так, что того и гляди лопнут сосуды. Тут жил до сей поры хороший знакомый дед Виталий Оберёмок – отличный гостеприимный товарищ, но он вот помер… Зато осталась его соседка Светлана из Иркутска, которая купила у него недавно комнатку.
Мир спасут Огари
У людей в городах часто бывает так, что самые близкие недовольны друг другом. Не верят и мучают свою вторую половинку. Но в природе этого почти не встречается. У редких в наших краях птиц огарей мы можем научиться верности и самоотверженности. Они никогда не разлучаются.
Не так давно в залив Половинный прилетела пара уточек огарей. Как раз после закрытия БЦБК. И вот они стали регулярно возвращаться по весне, жить на Байкале до осени—пока не повеет стужей. Местные жители буквально влюбились в пару этих пернатых. Со слов даже самых матёрых людей- скептиков, смотреть было на их дуэт без слёз невозможно. Никто не оставался равнодушным.

Потому что истинная преданность — глубоко личное качество каждого, но не все на неё решатся. А тут, видя всего лишь парочку красноголовых диких пернатых гостей, сердце каждого таяло и замирало. Профессия репортёра подразумевает такое качество как верить на слово всем живым людям. Без этого четкого описания пережитых ими эмоций и чувств невозможно никак передать. Поэтому я охотно верю местной жительнице Светлане Трофимовой, не так давно переехавшей жить на КБЖД, в залив Половинный. Она открыла для себя это чудо и долго мне об этом говорила.
— Не только я влюбилась в этих крылатых посланников неба, но и мои окрестные друзья-соседи тоже. Особенно близко уточки стали подпускать к себе семью рыбака…
И даже собаки (!) дикие и непослушные большие дворовые псы тоже переняли наше настроение и стали тихо наблюдать, смотреть и слушать часами молча(!) как кружат в тихих заводях огари… А когда они вывели птенцов и все вместе сначала плавали—выгуливали утят, а потом и ставили их на крыло — тут уже вся деревня выходила смотреть, все не могли нарадоваться и сдержать своих слёз.


Особенной трагедией для людей стало внезапное исчезновение селезня и одного утёнка после наплыва туристов, когда в бухте Половинной стояли несколько кораблей в один солнечный день. Переживали все и искали его долго. Но дикие туристы с пивом и криками исчезли от туда тоже… Так что нет ничего удивительного, что утка-мать останется с утятами одна… и неизвестно ещё улетят ли они перед суровой сибирской зимой на юг Китая, где они все и зимуют прежде всего.
Все силы – на путь к Порту
И вот с утра снова прощаюсь с Половинной с её очень уютной бухтой и вхожу в прямой тоннель, с полкилометра, очень уж прямой, без извивов, с чётким просветиком в конце. После отличного отдыха у гостеприимных людей, ноги идут легче, хотя всё ещё болят… Остаётся всего каких-то сорок километров. По обычной дороге нормально—но шпалы со щебёнкой, тройная нагрузка под каждый шаг, особенно когда ты с рюкзаком: мучение… Впрочем радуют станции: небольшая Хвойная и статная историческая Уланово. Последняя вообще с выложенным из природного камня мини-замком в виде стильного дома с шпилем-трубой. Некие вандалы пытались угол дома разобрать. Но всё что смогли, и лишь несколько обтёсанных камней выковырять. И тут же их рядом и бросили, для чего только! Тут есть уютненькая лесенка из камня и с лавочкой прямо к выходу на берег Байкала. Это подкупает и не забывается. Посидеть в таком микро-владении, будто весь Байкал твой.
Последняя поляна—приют
Но все мои силы устремляются к последней полянке, да над самым последнем тоннелем. Там очень уютно – ровное место, сейчас там зеленее первая трава и можно отдохнуть уж. Но как я не стремился не щадить себя, не есть и почти не отдыхать – сил до неё не хватило – пришлось ночевать под навесом у некоего делового центра РЖД, на котором написано, что он работает круглосуточно. Но поскольку и печь там была и кровати—было закрыто….
Ничего – сон крепок, когда страшно устанешь, а утро было холодней не придумаешь. Спас только новый супертёплый спальник, разве, что в щель изголовья сочился и будил холод. Но дойти лишь с километр до той поляны с новыми силами было не сложно. Только вот показалось – вставать ли на постой – небо было сильно затянуто, могли полить дождики. Но делать нечего – мечту надо осуществлять, особенно когда ты к ней подошёл вплотную. И это оправдалось – до вечера ни капли, потом и небо прояснилось! Перекусы с чаями Всё что нужно уставшему до беспамятства путнику, настоящий отдых после нагрузки ярок. Михаил Юровский

Комментарии: 2 комментария

  • Не уходящее, прибывающие солнце… Байкал призывает к чувственному восприятию природы к неиссякаемой красоте. Михаил тонко чувствует любовь и то что люди должны нести на своём пути как образ проникновения к Великому озеру. И это здорово что есть слово подкрепленое душой удивительного человека и писателя Михаила Юровского…

  • Настолько бесконечно красива природа на Байкале и настолько же ужасно поведение туристов которые мимолетно появляются на его берегах. Был на КБЖД всего день, и в этот день природа и погода менялась от станции к станции, как картинки в калейдоскопе. В этих местах хорошо осознается масштаб явлений ибо Байкал это огромная сцена на которой происходят грандиозные события, а ты по сравнению с ними всего лишь песчинка.
    Спасибо за чудесный рассказ и воспоминания)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста