Прибайкалье славно своими целительными силами, прежде всего благодаря природе и травам, растущим на нашем побережье. В своё время мне доводилось говорить здесь у нас с Телятьевым – самобытным составителем, травником и во многом не понятым врачевателем.
Потом безвременно ушёл из жизни Вадим Ахняфович Асадулин – удивительный человек, в прошлом классический терапевт, а под конец жизни и самоотверженный тибетский врач. Его имя и дар врачевателя знакомы половине Иркутска. Хочу предложить вниманию читателей беседу с практикующим тибетскую медицину Константином Рукосуевым.
— Как получилось, что ты пришёл к тибетской медицине?
— Наверняка это началось в прошлых жизнях (смеётся). В детстве, с четвёртого класса, начал заниматься дзю-до, затем полуподпольно каратэ. Это сформировало увлечение Востоком и его традициями. Параллельно начал интересоваться народными средствами лечения. Ну как же — воин должен сам уметь себя вылечить! Помню, в пятом классе заготавливал ранозаживляющие травы — подорожник, тысячелистник, какалию. Вдруг пригодится — Путь Воина полон опасностей! (смеётся). Книга Виктора Васильевича Телятьева «Целебные клады Восточной Сибири» стала настольной. В шестом классе большой удачей была покупка трёх томов из пятитомника Авиценны «Канон врачебной науки», обошлось это в безумные деньги для школьника — 105 рублей! Но оно того стоило — с восхищением читал особенно второй том с описанием лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения.
В девятом классе, услышав, что Телятьев проводит набор на слушательские курсы по фототерапии, записался и прослушал полный курс. В старших классах собирался поступать в мед. институт, но подхода в конечном итоге к восточной медицине этот путь не давал. Как собственно и сейчас. Но так как в то время хоть какая-нибудь специальность была обязательна, принял решение приобрести геодезическую специальность. Регулярные командировки в полевых условиях предоставляли возможность заниматься и изучением трав.
В 1989 году в «Академкниге» мне попалась на глаза вновь изданная книга — «Чжуд-Ши. Памятник тибетской медицины». И я понял — это то, что нужно. Именно та первая купленная книга «Чжуд-Ши» до сих пор у меня в коллекции. Читая и изучая «Чжуд-Ши» я поражался одновременной простоте и глубине знаний. Многое, конечно, было непонятно и хотелось разъяснения этих моментов.
В 1991 году от друзей я узнал, что в Цугольском дацане Читинской области живёт какой-то дедушка, мастер тибетской медицины. Я собрался и ринулся в неизвестное мне село Цугол в надежде повстречаться с «загадочным мастером», прям как в классической восточной истории! Вот так я оказался в Цугольском дацане, где и прожил восемь лет. «Загадочным дедушкой» оказался настоятель Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбенов — действительно известный во всей Бурятии и Читинской области знаток тибето-монголо-бурятской традиции, кроме того, мастер буддийской иконографии. Сейчас много его работ украшают Цугольский, Агинский и Иволгинский дацаны. Жимба-Жамсо был последним из плеяды замечательных бурятских учителей буддизма и входящих в него наук, в том числе и медицины. Его многие буддисты и научные деятели изучавшие буддизм, с улыбкой называли — «последний из могикан». Под его руководством в составе небольшой группы его учеников, я постигал и углублял знания о теории тибетской медицины, используемых ингредиентов, рецептуре.
Затем, уже позже в Россию начали приезжать тибетцы, и появилась возможность получать наставления у, так сказать, коренных носителей традиции. Первый с кем это мне посчастливилось сотрудничать — Гончок-лама, преподаватель тибетской медицины в Агинском дацане. После уже была встреча с доктором Нидой Ченагцан, глава Международной Академии Традиционной Тибетской Медицины, профессором Лхасского Медицинского университета Комджо Вангдуй и наконец, геше Ринчен Тензином, большим знатоком тибетской медицины у которого до сих пор продолжаю обучение по традициям «Чжуд-Ши» и «Бум-Ши». Вкратце вот такая история моего знакомства и изучения тибетской медицины.
— Очень интересная история. А что ты бы мог рассказать об истории тибетской медицины?
— В двух словах, конечно, сложно рассказать такую обширную и многогранную тему, но если коротко, то описывается примерно так. Традиция Медицины была преподана Буддой — совершенным существом в виде Будды Врачевания тем слушателям, которые смогли воспринять эти знания. Причём каждый из слушателей по своему понимал слова Будды в традиции своих Учителей. Когда это было в каком-то летоисчислении — сложно сказать. Есть утверждение, что подобное происходило несколько раз в разные периоды. Но тем не менее, знания были переданы в совершенном и полном виде и восприняты святыми людьми.
В истории говорится о существовании большого государства Шан-Шунг, географически оно находилось на территории современных Афганистана, Пакистана, Индии и других прилегающих стран. В один из периодов Тибет был завоёван этим государством. Шан-Шунг обладал очень большими знаниями в разных науках и в том числе медицины. По буддийскому закону о составных вещах (всё, составленное из чего-то, рано или поздно распадается) распалось и государство Шан-Шунг. Но знания и технологии этой страны в виде знающих людей стали достояниями государств-осколков Шан-Шунга. Таким образом, медицина Греции, персидская (представителем которой является Абу Али Хуссейн ибн Абдалах ибн Али ибн Сина по прозвищу Авиценна), Аюрведе и тибетская медицина являются выходцами из одного источника. По истечению времени все эти традиции претерпели изменения, поэтому они отличаются друг от друга. Но тибетская традиция осталась в неизменном виде благодаря многолетней труднодоступности Тибета и сохранилась до наших дней. В этом её ценность. Хотя параллели видно и в медицине от Гиппократа, и в учении персидской медицины от Авиценны, индийской Аюрведе, и даже то немногое, дошедшее до наших времён, из славянской традиции.
— Впечатляюще! Ну а ты как-то используешь обретённые знания и навыки?
— Сразу вспомнилась притча про человека с бурдюком воды за спиной, переходящим пустыню, который умер от жажды, из-за своей тупости не воспользовавшись водой. Конечно я, в первую очередь, сам пользуюсь этими знаниями, решая свои возникающие проблемы. По мере возможности помогаю окружающим — но только тем, кто спросил совета. Так предполагает традиция. С 2001 года я веду консультативную помощь, желающим решить какие-то свои проблемы при помощи воззрения и методов тибетской медицины. Уже много лет сам готовлю сборы по классической тибетской рецептуре. То, что растёт у нас, сам заготавливаю, совершая сезонные экспедиции по Предбайкалью, Бурятии и Читинской области. Растения, которые у нас не растут, заказываю в Тибете, Индии, Китае.
— Что из простых средств можешь посоветовать нашим читателям?
— Тибетская медицина проста и глубока одновременно, потому что она очень древняя. И соответственно рассчитана на самые простые обыденные условия. Она подразумевает, что человек может поправлять своё здоровье в той среде и быту, в котором живёт. И отсутствие каких-то сложных технических устройств и препаратов не должно препятствовать лечению. Например, есть такое понятие — «Шесть хороших». Это — мускатный орех, он полезен для сердца; гвоздика — полезна для аорты и сосудов; гипс природный — полезен для лёгких; шафран — лучшее для печени; кардамон ароматный — лучшее для почек; «чёрный» кардамон полезен для селезёнки и поджелудочной. Это уже полезное знание и эти вещества можно применять при болезнях соответствующих органов. Плод граната очень полезен для желудка; корень имбиря усиливает пищеварение; корень девясила высокого является прекрасным противовоспалительным средством; мумиё — лечит воспаление в желудке, печени и почках, способствует сращиванию мышц, связок и костей, продлевает жизнь. Таких простых средств в тибетской медицине много. Как сказал великий индийский лекарь Кумарадживака: «В Природе нет ничего, чтобы не могло быть лекарством. Нужно только знать когда, от чего и в какой мере.»
— Что-то можешь посоветовать по сезонному поведению?
— В «Чжуд-Ши» этому вопросу посвящена целая глава. Там описано, как правильно себя вести в соответствии с влиянием времён года. В период холода, поздней осенью, зимой и ранней весной организму требуется тепло и энергия на согревание. Поэтому нужно тепло одеваться и в пищу употреблять «тёплые» по свойству продукты: конина, баранина, рыба, курица. При приготовлении блюд активно использовать специи и жгучие средства — чёрный и красный перец, зира, тмин, имбирь, репа, редька и подобное. В этот период следует избегать продуктов с «холодными» свойствами. Это — свинина, козлятина, мясо дичи, сахар, и прочих продуктов преимущественно со сладким, горьким и вяжущим вкусом. Полезно есть мёд и пить напитки на его основе. В тёплый период — весна, лето и тёплый период осени всё нужно делать наоборот. То есть, пребывать в прохладе, не перегреваться на солнце, употреблять преимущественно еду и напитки с «прохладными» свойствами и значительно сократить «тёплые». Вот такие принципы, но это очень кратко.
— Да, хотелось бы больше. А где это можно поподробнее узнать или почитать? Информация-то очень актуальная!
— Ну, во-первых, можно найти в интернете или в магазинах «Чжуд-Ши». Там стоит почитать главы о питании, поведении ежедневном и сезонном, общие рекомендации для поддержания здоровья. А кто хочет «копнуть глубже» — можно читать всё подряд. Во-вторых, уже переведены и опубликованы комментарии на «Чжуд-Ши», лекции различных учителей и компетентных исследователей тибетской медицинской традиции. Всё это в большей мере доступно в интернете. В-третьих, проводятся разного рода курсы и лекции по этой тематике признанными авторитетными специалистами, нужно лишь быть в курсе новостей.
— Что в конце нашей встречи можешь пожелать нашим уважаемым читателям?
— Конечно же, хочу пожелать здоровья, физического и душевного, гармоничных добрых отношений в семье, с соседями и всеми людьми. Интересоваться правильными способами восстановления здоровья и его поддержания. Мир во всём мире!
Я, знаком был лично с Вадимом Асадулиным, они вместе с Аркадием Зусманом начали работать в этом направлении, помню у них на ул. Байкальской был центр «нетрадиционной медицины» , а это было более 30 лет назад…..да время идет.
Хорошая и нужная статья в наше время. Кажется целителей в наше время стало гораздо меньше — зачистка что ли работает. Надо больше народных врачей, и целостное мировоззрение распространяют, и здоровье.
Вы пишете о медицине и болезнях, которые она не может излечить. Всё верно, по большей части предлагаемые препараты гасят симптомы, но не искореняют ни самой болезни, ни её причины. Вы должны были встретить великого тибетского врача, а он вас – вылечить. Ещё одна замечательная история!
«Тот, кто может давать, сильнее того, кто получает. Мне от вас что-то нужно. Значит, превосходите меня. Дерево может дать нам плоды, листья, цветы и даже ветки на растопку. Но когда дерево… обретает величие вследствие того, чем оно владеет, чего достигая, дерево всё же склоняется вниз. Когда оно отдаёт нам всё, что может — склоняется. Дерево это символ того, как сила и смирение могут идти вместе. И чаще всего и у людей в обмене информацией сила и смирение идут об руку».
Это очень интересное, красивое размышление, я задумалась.