Еланцы – крупный населенный пункт по пути на Ольхон. Столица Ольхонского района. Возникло поселение давно, а в XVII веке местная Гутульская степная дума была преобразована в две степные конторы: Еланцинскую и Гутульскую. Издревле здесь уживались и бурятские степные улусы и русские поселенцы. Известный шаман Хагдаев говорит, что в середине XIX века здесь было летнее стойбище рода Хамне и называлось оно кочевьем Шулут. Здесь раньше было заболоченное и травянистое место. 

 

Ищем индейцев, а находим… резервацию

Автор Гурулев писал, что в ныне заброшенном селении Агул люди оказались очень похожи на Североамериканских индейцев. Редакция сайта поручила найти представителей сего племени. В предгорьях Черноруда мы никого не нашли – одна косая степь, да и только. Но тут все местные жители помнят деда Барнашку, предсказателя такого же известного как болгарская Ванга. Так вот, он напророчил ни много ни мало как исход бурятского народа с берегов Байкала в Монголию. В три потока. Верным признаком того, что пора сворачиваться с насиженных родовых мест, по прогнозу мифического деда будет начало строительства железного моста через р. Сарму.

Если исход не состоится, то местные жители увидят на берегах Священного озера военных людей в голубых касках. Ныне это является визитной карточкой вооруженных сил НАТО. Их появление дед Барнашка объяснял просто: тогда будут добывать нефть со дна ныне заповедного Байкала.

 

Индейцы бродят в подступах к Ольхону

Но кто ищет – тот всегда найдет! Итак, не долго думая, останавливаемся у придорожного кафе на выезде из Черноруда и спрашиваем у девушки Людмилы, очень просившей не называть своей фамилии, стоящей за барной стойкой: «Вы слышали, что индейцы похожи на ваших предков?» Она сразу с готовностью отвечает: «Мои дедушка с бабушкой были очень нетипичной для бурят наружности. Дед был высокий, скуластый, светлый и с большими глазами. Бабушку внешне я сама напоминаю». Надо отметить, что Люда больше похожа на индианку, чем на бурятку. Ксожалению, Люда больше ничего не может сказать – когда ей было 11 лет, её дедушка умер. Говорил, что они были из горной местности. Бабушка тоже придерживалась этой версии, внушая внучке особость…

Зато второй же клиент у барной стойки, молодой парень по имени Владимир Бумбашкин очень сильно походил на индейца. Горбоносый и скуластый, он охотно подхватил идею своего родства с краснокожими. Родом он оказался из другого поселка – Анга. Поведал, что его родная тетка в Бурятии является мастером спорта по стрельбе из лука. Живет в Улан-Удэ, зовут её Натальей.

Что ж, какие же индейцы без стрел и лука? Уже кое-что. Далее 25-летний Володя сообщил, что он из рода шаманов. Дед был шаманом, а его брат Батюр Бумбашкин им и поныне является.

 

 

Индейцы как бурятские братья меньшие

— Когда индейцев как этнос начали изучать – их сразу же безошибочно отнесли к монголоидной расе. То есть к нам, – говорит шаман Хагдаев. Даже рисунок татуировок у бурят и индейцев совпадал. И священный бык-прародитель бурят встречается также и на том континенте в качестве тотема бизона. У всех тюрков синий волк – другой культовый зверь, и у индейцев то же самое. Культ орла – ещё одна параллель, объединяющая в троицу святых символов и евразийский монгольский и североамериканский культ животных.  Почитание духов и уважение предков – то же самое продолжение преемственности традиций двух континентов.

 

Валентин Хагдаев рассказывает, что 40-60 тысяч лет назад  в эпоху таяния Ледника люди из Сибири пошли за уходящими на Дальний Восток животными. И через Берингов пролив перешли на Американский континент. Рисунки на скалах в этом направлении остались до сих пор. Что на реке Лене, что на Камчатке, что на Аляске. Наш шаман ездил в Америку и там находил много подтверждений родства бурятских и североамериканских народов.

 

Исконной культуры тут больше чем на Западе

— Будучи в гостях у апиноков, аминаки и анакиджа, заметил, что они за 400 лет со дня открытия Америки, стали почти европейцами, монголоидного начала в них уже почти не осталось, – Шаман  объясняет, что эти люди более сухощавы и поджары, но что-то в чертах лица и жестах осталось что-то от предков. Американские ученые, которые в череде прочих гостей приезжали к известному на весь мир шаману уверяли его, что культура и обычаи бурят и индейцев более чем схожи – они едины. И радовались тому, что в нашей Сибири все исконные культуры более целы.

Но здесь традиции тоже стали размываться под натиском коммерциализации, сетует шаман. Ведь раньше, к примеру, никогда на берегу Байкала не строили жилищ, чтобы не гневить дух Байкала…

А теперь и говорить нечего – за последние пять лет сарайчиками типа турбаз загородили многие красивейшие места. Валентин Владимирович против коммерческого туризма, губящего природу.

Раньше, к примеру, когда шел массовый загон дикого скота, в последний момент выходили старейшины и просили отпустить маленьких оленят и волчат, чтобы не гневить духов и сохранить поголовье стада. К тому же, говорит шаман, переход к скотоводству спас диких кочевников от неминуемой гибели – они еще долго отдавали дань почитания всему живому, занимаясь селекцией. По прикидкам шамана Хагдаева скотоводство получило повсеместное распространение 7-8 тысяч лет назад. 

 

Когда в Чака-каньоне при раскопках обнаружили останки семи городов, выяснилось, что жители этого поселения, названного Анастайзи, владели такими  экзотическими навыками как гипноз,  телепортация, перемещение огромных глыб единовременным усилие силы мысли массы людей.

Были там обнаружены узелковое письмо. Эти анастасийцы жили примерно в одно время с Майей и ацтеками. И их культура в чем-то даже превосходила навыки и традиции этих известных племен.

Они умели орошать свои поля, и строгой субординации в обществе у них не было, говорит шаман.

 

 

Детей в Еланцах опекают семьи

Есть в Еланцах и свой детский дом,  в котором живут 13 детей-сирот. Что примечательно, бурятских ребятишек среди них не наблюдается. У бурят не принято оставлять своих детей. Но даже если такое случилось ввиду гибели родителей, родственники обязательно берут детишек к себе. Дети раньше от сюда сбегали в Иркутск, тем более что двери тут всегда открыты. Но теперь со слов самих ребятишек им стало жить лучше, их чаще возят на экскурсии. С ними здесь стали работать психологи. Более того, в Еланцах создано 9 воспитательных групп на базе семейных пар, решивших усыновить несколько сирот. В таких семьях проживает 14 семей, что для райцентра немало. Воспитатель Лидия Баяхаева, работающая в детдоме уже 12 лет, утверждает, что их воспитанники в массе своей получают как минимум средне-специальное образование.

 

Азия как единая семья народов

В это время, пока мы общаемся с шаманом, в гости к нему приходит девушка из Ямала ненка Лариса Тиайбери. А супруга шамана Виктория является эвенкийкой. И он на наглядном примере поясняет всю разницу и сходство антропологических отличий различных плене Евразийского континента. Оленеводы и скотоводы, что может быть взаимодополняющим, смеется Валентин.

 

— Наши предки раньше жили на Алтае, но монголы нас вытеснили на Крайний Север, – дополняет нашу беседу тележурналистка ОГТРК «Ямал-регион» из северного Салехарда Лариса Тиайбери.

И попутно приглашает меня приехать на день Оленевода в город Надым в начале марта. Кстати, у всех мусульманских народов Средней Азии в этот же период проходит праздник весны – Наурыз.

Если смотреть на традиции народов Азии – они остались, только приняли некоторые особенности.

 

Михаил Юровский

Комментарии: (1)

  • Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим. Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего.

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста