Психолог Александр Александрович Беляев

Психолог Александр Александрович Беляев

Люди всю жизнь ищут любовь. И хотят быть счастливыми. Но первое у них случается эпизодически, а второе они ищут так же слепо и интуитивно как смысл жизни – наобум. Мы говорим с психологом Александром Беляевым о том, что нужно для одного и другого.
   
— Очень часто в понятие любви у нас вкладывают очень много подменяющих его качеств. Но если между двумя людьми сформировалось настоящее поле любви – оно неразрушимо.

Ведь если мы выбираем партнера по таким внешним атрибутам, как красота, успешность, энергичность, то ничего удивительного, если одно из этих качеств выпадает, то образ рушится, и любовь уходит. А все оттого, что в это понятие вкладывают то, что не соответствует любви. Любовь — вне времени и пространства, вне лица и фигуры человека.

Ведь любовь – это то, что уничтожает эго, стирает его, приобщая человека к надличностному.

Человек становится дарующим и освобожденным, но это не происходит вдруг. Состояние открытости и окрыленности возникает тогда, когда мы по-настоящему любим.

И когда у человека душа полна и он внутри гармоничен, ему уже не важно есть ли у него близкий человек сейчас. Когда человек открыл внутри себя это состояние внутреннего счастья, ему уже не так важны внешние атрибуты его жизни. Тут есть верный критерий этого состояния: чем больше человек отдает – тем счастливей и спокойней он становится.

И такой человек больше привлекает любви, к нему тянутся и именно его ищут другие.

— Но ведь у обычных людей появляются свои приоритеты и они часто меняются…

— Действительно. Но чтобы это пережить, и дается любовь – принимающая и отдающая.

В общепринятых нормах любовь почему-то воспринимается как зависимость, и даже рабство. То есть, раз ты любишь – значит, ты должен, обязан, старайся мне угодить. В итоге люди все время соревнуются и конкурируют за право быть успешнее в семье. Идет настоящая психологическая драка по поводу больших возможностей и прав. За то, кто важнее, кто главнее, кто необходимее кому – настоящий рыночный торг чувствами.

— Много раз убеждался, что отношения разлаживаются от того, когда люди начинают друг о друге очень плохо думать.

— Часто еще один пытается подавить другого, не учитывая его желания и интересы. Один духовный мастер говорил: «Я люблю тебя, но ладони мои открыты». Это значит, что когда ты любовью душишь, подавляя своим правом обладания, ты сжимаешь свой кулак. И потому, сжимая кулак, ты все сильнее душишь свою любовь, мешая ей расти и быть. У каждого человека должно быть свое внутреннее индивидуальное пространство. И, давая его людям, мы самым невероятным образом освобождаем и вдохновляем своей любовью.

— В существующем мире материальных ценностей немодно быть неуспешным, аутентичным, самодостаточным. Тебя такого блаженного не поймут и не примут.

— Есть понимание и его отсутствие. Мы очень часто ищем первого и избегаем второго. И Будда был немодным: бросил свое царство, бросил свои деньги, ушел от людей. Не строил, не канонизировал себя, а просто делился опытом. Восточное восприятие надличностных ценностей предполагает безусловную заботу о человеке, ищущем небесных ценностей. Его всегда кормили, поили, утешали и принимали таким, как он есть.

И в современной Индии, если человек занимается медитацией – к нему очень хорошо относятся. Его почитают, уважают и стремятся всячески о нем позаботиться. И когда в нашем обществе говорят «деньги, конкретно, работа, давай», то остальное игнорируется. Духовная работа человека в таких условиях уже не интересует. Тот же христианский монах, молящийся за весь мир, вроде бы какого-то материального передвижения вещей в природе не создает. Его работа невидима и неосязаема. Ну что он там, в церкви делает – не ясно.
То, что он формирует позитивное мышление себе и окружающим, не так сразу и заметно.

— У вас были доказательства в жизни, что мысль материальна и это очень хорошо работает?

— Однажды в процессе самосовершенствования мне пришла мысль, что надо ехать в Непал. И через две недели я туда улетел. Все нашлось само. Сложились обстоятельства.

Появился человек, который там бывал. Появились внезапно и средства на путешествие. И создав одно сильное намерение, получил и переводчика и обстоятельства для реализации.

Там мы встретили людей такого посвящения, что блаженство и радость просто текло рекой. Там мы встретили и учеников Ошо.

— Как вы относитесь к его учению, к бесконечной череде книг и толкований?

— Очень хорошо. Он был великий бунтарь и манипулятор, вынуждавший людей отказываться от своих стереотипов. И теперь он также на тонком мире присутствует и продолжает вести ту работу, которую вел при жизни. Благодаря такой широте сознания он попадает в природу человека очень точно, роняя некие зерна мудрости в любое сознание. Но многие не приняли его идей об отсутствии сексуального подавления.

Дело в том, что Ганди, придерживавшийся обета воздержания, и в 70 лет хотел женщину. У Ошо был подход такой: этот инстинкт надо переживать, а не прятать в подсознании.

— Почему богатые и внешне успешные люди так часто недовольны своей жизнью?

— Происходит подмена истинных мотивов внешними атрибутами, используются чужие установки. Я много раз работал с очень богатыми людьми, и у них один диагноз: хочется денег еще больше. Их никогда не хватает. Миллионы вкладываются, миллионы кому-то должны, в итоге люди эти очень напряжены, что приводит к потере сексуальной энергии. Перегруженная голова не дает возможности телу естественным образом функционировать

Высокий уровень стресса загоняет этих людей либо в спортзалы, либо в распутство, или даже нарко- и алкозависимости. И так происходит потому, что всё приобретённое – фасад, а внутри человек оказывается пуст. И он боится остановиться в своем обогащении. Дикая пустота, ощущение, что тебя любят только за деньги, таких людей подспудно не оставляет.

Дико закрываясь в себе, человек такой перестает доверять кому бы то ни было и… дичает. Украшения в виде машин, яхт, женщин, тусовок становятся настоящей круговой порукой.

Остается одно утешение: заявки на крутизну перед себе подобными, понты на ровном месте. Швыряние деньгами перед конкурентами. В Индии по этому поводу говорят: если ты легко тратишь деньги – значит, ты их украл.

— Но с Индией у нас и другая интересная параллель прослеживается. И тут и там очень много олигархов, при общем уровне жизни достаточно тяжелом. Почему так сложилось?

— Индия на самом деле далеко не бедная страна. К тому же у них накоплено огромное количество духовных знаний. Но они сейчас страдают оттого, что у них появилась некоторая зависимость от денег. У нас как бы это не приняло ещё формы социальной депрессии.

И у нас и у них есть мощное духовное звено, но при этом оно жутко бедное. Кстати, гармонично живут как раз те богатые индусы, которые не отрицают духовные знания и используют европейское образование должным образом.

— Почему население не очень-то доверяет церкви, прихожан в храмах очень мало?

— Думаю, что все дело в очень глубоких переживаниях, которые очищают душу. Только натерпевшись в миру, отдельный человек созревает до исповеди и причащения святых тайн. В любой религии необходимо внутренне над собой работать, а не просто так ходить в храмы. Без зова души там ничего не найдешь. К тому же любой человек, обращающийся к Богу, ищет счастья. Но часто несчастья в жизни провоцируют людей на религиозный путь. Чем больше живет отдельный человек, тем сильнее он понимает, что его жизнью управляют некие законы. И беря на себя добровольное их исполнение, он облегчает свою участь. Но как нам хочется быть важными небожителями и сочинять свои законы самим!

— Любопытно, есть ли у вас свои законы, которые вы сами для себя вдруг открыли?

— Как у древних римлян была заповедь: «Помни, ты смертен!», так и каждый день, по-моему, надо воспринимать как самый последний виток витальности. И для меня каждый день праздник, потому что я понимаю, что завтра может не быть вообще ничего. И этот самый последний сегодняшний день ты можешь превращать в ад, либо будешь счастлив здесь…

И потому я каждый день стремлюсь праздновать свою жизнь наилучшим образом. Это праздник открытий, путешествий, встреч и откровений. Это мой главный закон: праздник!

Далее: я занимаюсь только тем, чем мне хочется заниматься. И делаю только то, что очень люблю делать. К примеру, если переработал, и у меня заболела спина, просто лежу до тех пор, пока боль сама бесследно не пройдет.

Много занимаясь айкидо, я формирую дух приятия, устойчивость, возможность использовать свой ум и дух должным образом. Поскольку мы все с вами являемся психофизическими существами, то тренировать следует и ум, и душу и тело вместе.

— Нам, мужчинам, нужна каждодневная свобода. А женщинам же необходимо ощущение праздника каждый день. И только в балансе того и другого оказываются довольны оба.

— Пожалуй, что так. Но это возможно только при безусловной поддержке и понимании друг друга. И символом этого для меня служат раскрытые ладони. Отпускание ситуаций.

Когда ты ничего не держишь, не требуешь и просто рад оттого, что этот человек с тобой. У тебя есть возможность осчастливить этого человека. Ведь завтра все может измениться.

Тут важно любить себя, но не путать любовь к самому себе с нарциссизмом. В психологии это называется шизофренией: когда человек начинает любить свое отражение. Отражение ведь не обязательно в зеркале бывает, но чаще всего в делах наших скорбных. И у богатых людей происходит очень часто такая подмена. Гламуриться ради того, чтобы продавать и зарабатывать ещё больше – вовсе не значит любить себя, а не свою функцию.

Ведь для чего зарабатывают большие деньги? Для свободы. А она может быть и без денег. Ведь невидимая нить соединяет тех, кому суждено встретиться, независимо от времени, места или обстоятельств. Нить может растянуться или спутаться, но она никогда не разорвется…
 

Справка: Александр Александрович Беляев родился в г. Екатеринбурге. С 1989 г. живет в Иркутске. Учился психологии Международной Академии психологических наук России. А также у мастера г-на Викасананда (духовный мастер, доктор медицины, доктор йоги) в Непале. Семинары и консультации по различным городам, в том числе, в Москве ведет с 1999г. В 2006 г. Создал психологический центр «Гармония». В этом же году написал книгу «От рейки к земле. Тантра небесного и земного целительства». Начал заниматься айкидо в 1997г. В данном случае это равняется мастеру спорта восточных единоборств. В 2005г. открыл свой клуб айкидо «Дзикисинкай Иркутск» и является вице-президентом Федерации Айкидо «Айкикай России». Продолжает учебу у Цурудзо Миямото 7 дан, Япония, технический директор «Дзикисинкай» и у куратора в Москве Найдова-Железова – 5 дан, член Высшего Совета Российского Союза Боевых Искусств). Путешествия – Тибет, Гималаи, Европа.

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста