Байкал

Проблемы инвалидов в нашей стране после развала страны Советов из разряда государственной политики переместились в сферу личных интересов… руководителей этих обществ. Глухих и слепых теперь всерьез воспринимают только те, кто придает значение результатам их труда.

В настоящем материале мы хотели рассказать о талантливой паре молодых людей, потерявших слух не от рождения, а уже в жизни. Артем и Олеся Ковалевы – иркутские художники. Артем поясняет:

— С Олесей мы встретились в Павловске, что под Санкт-Петербургом, когда я волею судьбы оказался в Павловске после окончания Иркутского Художественного училища. Олеся приехала туда из Орла. Павловск был и есть единственный город, где находился МЦР (Межрегиональный Центр Реабилитации лиц с проблемами слуха). Там обучаются дизайну, живописи, графике, переплетению книг, и готовят преподавателей физич. культуры. Там можно познакомиться с серьезными и преданными делу преподавателями по искусству для глухих дарований. Раньше при Союзе центр был доступным, в смысле стоимости на дорогу, и со всего Союза туда съезжались учиться. Есть там упорные люди, которые поступают, и остаются учиться, и ещё подрабатывают на пропитание. Там можно найти талантливых глухих ребят. У нас есть желание уже тут, в Иркутске, создать свой центр и развивать талантливых глухих и слабослышащих ребят, которые в силу объективных причин не смогли уехать поступать в МЦР г. Павловска. Атмосфера и дух искусства Павловска примечательна тем, что на все таланты особо влияет дух сострадания и взаимопомощи. Что чаще всего отражается в творчестве их учащихся и после получения диплома.

Некоторые уехали в Новосибирск, где обучаются дизайну. Но, к сожалению, мы не имеем информации про ребят, закончивших дизайн и применивших знания по делу. Хотелось бы знать, есть ли наши земляки, из Иркутской области, прошедшие через Павловск, которые остались в Питере и других городах. Хотелось бы организовать художественный союз глухих в Иркутске.

Дело в том, что общество глухих в Иркутске есть, но там сейчас серьезные проблемы с ветхим помещением, которое бессменный руководитель Общества глухих Леонид Магальников решил достроить.

Пока же львиная часть помещений ДК Горького руководством тупо сдается в аренду…

— Вы с Оксаной коллеги. Она тоже с недавних пор занимается живописью. Но она пришла в неё из рукоделия, а ты уже ушел в дизайн. Одно другому не мешает? Искусство вас объединяет?

— Пожалуй, оно очень способствует общению. Так как эти специальности взаимосвязанные, дополняют нас и друг друга в совершенствовании искусства. Мы находим вместе интересные цветовые решения в картинах. Например, есть у меня на картине интересное цветовое сочетание, которое я взял у природы во время написания пейзажа. Это же сочетание Олеся выбирает для соединения разноцветных нитей для вышивания. Именно так мы как бы дополняем друг друга своими неожиданными находками, развивая и совершенствуя искусство друг друга. А в ткачестве, что Олеся делает, я нахожу интересные фактуры и сочетания цветов нитей в шарфе для решения дизайна интерьеров. Получается, она у меня находит на сюжет на холстине, а я у нее заимствую идеи для дизайна интерьеров. Это помогло нам более насыщенно общаться и обмениваться идеями. Своеобразный тандем или, по вкусу, симбиоз разных направлений в искусстве. На основе опыта пришли к выводу, что нам не стоит развиваться обособленно, так как в итоге можно в тупик зайти. Не случайно все художники так поступают, меняют чаще мировоззрение. Например, у Пикассо есть периоды в искусстве: голубые, розовые, кубизм и далее.

— Но так можно замкнуться на подражательстве друг другу и не видеть внешнего мира, получится этакий «тяни-толкай», перетягивание каната.

— Да, Олеся считает, что есть мое влияние на ее картинах в цветовом решении. В Санкт-Петербурге мы познакомилась с глухими преподавателями по живописи и графике. Особенно график Першин нас впечатлил нестандартностью подходов к проблеме искусства. Вы можете оценить результат его влияния как графика на наше мировоззрение в картине «Двое на мосту», «Парящие» и т.д. По живописи преподаватель подбирать цвета, даже при ограниченном количестве цветов. Олеся говорила, что училась у графика Першина, а живописи у Фадина. Оба художника – глухие. Они ее научили искусству и сформировали в ее сознании мироощущения. А вот вышивке обучалась она в Орле у известной народной умелицы М.П. Мальцевой.

— Расскажи о своем пути в искусство. С чего все началось у тебя?

— С 4 класса посещал 4 года школу искусств. Потом с 1993 до 1999 года Иркутское художественное училище на специальности Живопись-педагог. Моими преподавателями были живописец В.А.Кузьмин, график А. Юшко, график С. Щипицын. Но больше всего поработали мы с Кузминым, ездили на плэнеры в Тихоновку, на Аршан, под Шелихов, или бывали Кругобайкалке. Живописью большее всего я увлекался в училище до конца. У преподавателя В.А.Кузмина манера живописи свободная, извилистая. Ругал он меня, что слишком увлекался классической манерой. Его цветовое восприятие на меня сильно влияло, и его опыты перенимал, добавлял свое, воплощая в картине. Но не комплексую в связи с тем, что классическим письмом все еще пишу. Всему свое время, возможно стиль и манеры постепенно переменятся, со временем. Сейчас пока изменений особых за мной не наблюдается. Считаю, что должно быть всё в разумных пределах в моем мировоззрении.

Затем в Санкт-Петербурге увлекался рисунком, часто пропускал живописное отделение. Очень увлечен был графикой и рисунком. Это определило дальнейшее увлечение архитектурой – там более серьезно занимаются графикой. Именно на летней практике в Санкт-Петербурге мы больше всего изучали архитектуру, рисовали их дома и архитектурные перспективы в зарисовках. Так каждый год до диплома.

Уже после защиты диплома в училище я оказался в С.Петербурге в Павловске в МЦР на отделении Дизайн. В 2000 году поступил в СПГХПА (бывшее высшее училище им. Мухиной), на кафедру «Интерьеры и оборудование». В 2006 году защитил с отличием дипломный проект акваклуба «У ВОДОПАДА». Год проработал дизайн-проектировщиком в архитектурной фирме. Но не смог остаться в Питере, вернулся с семьей в Иркутск. Родители сказали, что в детстве с 3 лет держал в руке карандаш, им рисовал – пошло и поехало. Родители любили искусство, они собрали книги об искусстве и художниках.

— Теперь пусть Олеся скажет, с чего все у неё началось в искусстве…

— Я поступила в МЦР в Павловске в 2000 году на отделение Дизайна. В детстве тоже любила рисовать, особенно по журналам моды. Рисовала моделей, придумывала разные фасоны и стили одежды. Моя мама любила очень хорошо одеваться. Видимо, это определило и мое развитие. А к серьезному искусству стала приобщаться, когда мама привела меня маленькую на балет в С.Петербурге, где меня обследовали в НИИ Уха, Горла и Носа. В течение около 8 месяцев, что провела в Питере, с мамой мы посетили Эрмитаж, Русский музей. Больше всего посещали балеты. До Санкт-Петербурга в Одессе, где мама раньше училась, посещали и балеты и музеи художественные. В самой Одессе, где жили у родни, с двоюродной сестрой мы рисовали. Сестра рисовала интерьеры дома, а я – одежду для моделей. После всех городов, мы основательно осели в Орле, где я и родилась. Именно в Орле и началась моя дальнейшая судьба в развитии искусства. Во время учебы в школе в Орле два года посещала кружок у известной мастерицы по худ. вышивке М.П. Мальцевой.

Олесю больше всего впечатлили ее вышивки, полные чистоты и красоты. Мария Петровна обучила секретам и красотам вышивок Олесю. Именно ее искусство стало определяющим при выборе темы для диплома. Затем она защитила с отличием диплом триптихом «Байкальские пейзажи» в технике худ. вышивки. Олеся рассказывает – когда она с будущим мужем познакомилась, он был студентом СПбГХПА, теперь СПбГХПА им. Барона Штиглица с 2006года. Он повел меня показать СПбГХПА. Внутри Академии меня поразила ее атмосфера, в которой студенты находятся. Атмосфера там более творческая. Начала там посещать подготовительные курсы на отделении Дизайна Моды. Но судьбой не было суждено ей туда поступать.

Картины Артема Ковалева (пейзажи, портреты и натюрморты) находятся, кроме городов России, в частных коллекциях: Германии, Израиля, Франции и Китая. А Олесины есть не только в Китае, в Германии и Италии. Чтобы работы оказались в зарубежных коллекциях – в этом были наполовину и заслуги передвижных российских и международных выставок, организованных международным Ротари-клубом, а также и огромное желание и инициативе самих художников.

— На Байкал выезжаем только в отпуске, иногда урывками в Листвянку на выходные. На Ольхоне побыли прошлым летом. Красивое место, оказалось, там раздолье художникам для творчества. Но там нам не понравилось, как относятся туристы к природе. Мусорят. И в довершение всего большинство пьяных туристов расписывают о себе памятник природы, такие как скала Шаманка. Не можем их понять. Нам ли художникам писать полотна, несмотря и вопреки кривым каракулям несознательных туристов, замусоривающих пейзажи? Есть поговорка – там чисто, где не мусорят. С местными мы встречались, впечатление такое – их заботы только о хлебе насущном, а что вокруг происходит – не касалось их. Считаю, что в каждом человеке не должно быть места равнодушия. – поясняет далее Артем, отвечая посредством письма.

Олеся же рассказывает – когда она впервые увидела Байкал, её поразила уникальность и особая свойственная ему красота природы, особенно её поразил запах свежей воды Байкала и его нереальная прозрачность. Такой чистый и волнующий, умиротворяющий запах. И еще более удивилась, когда её муж начал заходить по колено в воду и руками черпать воду, чтоб попить. Не верилось ей, что так можно прямо с Байкала попить. Словно в нереальный мир попала. Огорчает более всего, что берег Байкала, захламляют больше всего. Почему туристы восторгаются красотой, а пресытившись, уходят, оставляя там мусор. Не поймут их нравы художники.

…Тогда вечером Байкал словно погрузился в мистическое состояние. Спокойствие и сонность чарующие. Небо чистое, звездное, на их фоне пролетают стремительные летучие мыши. Природа Байкала дала нам в воображении богатство цветов, такое, что захотелось их буйство цветов перенести на картины вышивкой и маслом, и пастелью. Что непременно ребята и собираются сделать для следующей выставки.

Комментарии: 3 комментария

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста