Этого парня я увидел в одном из бессчётных рок-клубов, которых стало в Иркутске так много с недавних пор. Он просто вышел и спел сольно под гитару пару-тройку рок-баллад, после чего захотелось о нем узнать больше. Потому что пел он гипнотически. О том, о чем я сам пишу – о Байкале, о Шаманах, о самом отчаянном состоянии сознания.

Олег Некипелов с художником Юрием Ермолаевым в мастерской

— Для меня это образ наивной души, способной на самопожертвование ради общего дела. Вроде бы об этом и песня. Написаная спонтанно в 2011 году, простой и наивный текст и 4 аккорда, короткая история. Записал акустический альбом «Черный Лебедь», вручил его Игорю Москвитину, да и начал выступать с гитарой везде, куда звали», – говорит о себе Олег Некипелов.

Собственно, песни начал писать еще в школе, но внутренний критик не позволял выносить это дальше пьяных друзей, тексты в основном были потоком сознания и игры слов. А потом я начал писать истории на разные темы, и поперло – Скрипка, Черный лебедь, Ангара, Шаманская, Журавль. Основная задача – интересная история, минимум слов, максимум информации. Получалось не всегда, со временем убирал второстепенные куплеты, стараясь удержать песню в рамках 4 минут.

В 2013 познакомился с братьями Солдатовыми, один взял бас, второй клавиши, нашли ударника Бугу и поперли играть все, что можно в электричестве. Гоняли на все возможные фестивали и концерты. Через полгода сыгрались воедино, через год устроили чудесное день рождения группы с участием местных коллективов и… развалились из за финансовых вопросов.
Вообще я не верю в искусство ради денег, по крайней мере в начале. Да и с какого перепугу кто-то должен тебе платить? Особенно, если играешь через пень колоду и даже нет сольной программы. В общем, проехали.

Собственно, я им благодарен за 2 вещи – Волчица и Послезавтра – плод совместного творчества, с готическими синтами и мрачными образами.

Журавль

Олег Некипелов на Ольхоне

И все-таки главными для себя считаю песни на байкальскую тематику. У меня лучший друг – бурят Юрий Ермолаев. Художник, мы даже ездили на бурятский праздник, торговать его принтами. Он мне на рассказывал массу всего, да и моя жена Танюша все время ковыряла – давай про Байкал, это здесь нужно. Короче, проникнувшись бурятскими байками, написал Шаманскую – песню о перерождении шамана в журавля. Вышло интересно, народу на концертах нравилось, написал продолжение – Журавль. Эта вещь стала наиболее любимой у публики.

Тут надо углубиться в вопрос – о чем она?

На мой взгляд в песне главное – образ Ангела и Ворона, что как нетрудно догадаться – христианство и язычество.

В черном небе черный ворон кружится
В белом небе белый ангел поет
Ты лети вперед свободная птица
Между ангелом и вороньем

Меня интересует вся эта каша из глубины веков, то Чингисхан прискакал и всех победил, то наши Сибирь завоевали, осели здесь и ассимилировались с бурятами. Теперь мы живем тут бок о бок и прекрасно ладим. Стали практически братьями. Но когда-то все было не так однозначно. Журавль легко летит между двух могучих сил, олицетворяя веротерпимость и свободу выбора.

Сошлись стеной запад и восток
Тысячи дорог, тысячи клинков
Сошлись в бою, чтобы победить
Чтобы стать одним…

В целом, тема Байкала и шаманства – не паханная, у меня есть мечта объединить два культурных кода – бурятскую этнику т тяжелые рифы из хард-рока, вот это было бы лихо! Вполне могло бы вывести иркутский рок на новый уровень и определить его лицо. Пока подобная вещь есть только у Вадима Мазитова в его бессмертной «Долине тысячи дождей».

«Принцип неопределенности», по сути, единственная группа, которую можно назвать иркутской. Остальные смотрят на запад, раньше копировали Макаревича и БГ, сейчас КиШа, половина вообще поет на английском, да и всё ещё всей душой стремится в Европку. На мой взгляд, с европейскими ценностями уже все ясно, у них бородатые женщины поют, надо бы слегка начинать поворачиваться на восток, именно там восходит солнце.

Теперь пройдемся по биографии

Паром посреди зимнего Байкала

Родился и вырос в Иркутске, особо не путешествовал, зато облазил Байкал и Хамар-Дабан, зацепил Саяны. В тайге прекрасно себя чувствую. Могу и в сугробе ночевать и топором махать.

Окончил Иркутское художественное училище еще в девяностых, с творческой богемой всегда был на вы, слишком много пили и кололи, скучно. Впрочем, с некоторыми выжившими представителями общаюсь до сих пор. Художника из меня не вышло, не мое. Зато училище привило вкус к музыке и живописи, не пропьешь. Лед Зеппелин и Дорз – заслушаны до дыр. Маяковский и Башлачев – в плане текстов. Врубель и Ван-Гог – вот где страсть и огонь. Ну и конечно – Высоцкий, в нашей стране без него – никуда. Само-собой всех не перечислишь, в разное время разное любил.

В армию не попал по зрению, но и не косил, не взяли, отслужил бы с удовольствием. На мой взгляд, каждому мужику не помешает.

В училище познакомился с будущей женой Татьяной, женился в 19, не жалею.

В 1996 родился сын, время было трудное, на грани выживания, пошел работать дизайнером полиграфии, так до сих пор и тружусь. Считаю, что профессия необходима, ну, если не умеешь воровать вагонами. Она кормит и дает возможность заниматься творчеством. И, конечно, семья, без нее никуда. Семья и работа дисциплинирует, а дисциплина – это есть свобода. Возможно для кого-то парадокс, но так оно и есть, когда я собран – я сильный, когда я сильный – я свободный. Нет ничего хуже расхлябанной пьяной свиньи.

За 10 лет поменял 8 съемных квартир, потом получил маленькую свою. В ней и обитаю, в центре Иркутска.

Снова про песни

Олег Некипелов на Ольхоне

Технология создания песни может быть разная. Барды пишут музыку на текст. Рокер пляшет от трех китов любой музыки – ритм, гармония, мелодия. Когда эта связка получилась, несем показать ударнику и басисту. Если все гуд пропеваем на тарабарском и разбиваем текст на слоги. Куплет-припев. Придумываем ключевую фразу, начинаем петь под гитару, после примерно 50-100 повторов определяется большая часть текста, становятся ясны паузы, смены тональности и прочие штуки. Сели с листком и дописали текст. Прогнали еще кучу повторов, чтобы не сбиваться. Несем в группу, все переколачиваем, аранжируем в зависимости от вкуса музыкантов и вроде готово. В принципе – оптимальный вариант, но обычно бывает, как попало. Желательно не выйти за пределы 3-4 минут.

Да, забыл сказать, первична всегда идея.

Муки струны

"Чёрный лебедь" на сцене

Особых творческих мук не испытывал. Вдохновения не ждал, просто писал и пишу песни. Иногда сложно найти слово или мелодию, все решают 100 повторов.

Как бы это забавно не звучало, главной проблемой стали не плотный график, не организаторы или другие коллективы. И даже не поиски стиля и формы песен. И не деньги. Главной проблемой стало мировоззрение участников группы. Сколько людей – столько мнений, а объединяться ради общей цели сейчас не модно.

Тут небольшое лирическое отступление. Я еще застал пионерские организации, а там нам говорили – жить надо общими целями, ставить коллективные задачи и коллективно их решать. Вместе мы сильнее и прочее. Этих организаций больше нет, нет той страны и теперь все, как один — яркие индивидуальности.

«У группы концерт, а я хочу на дачу»
«Не пойду играть бесплатно»
«Звук – говно, больше здесь не будем выступать»
«Нет денег на репетицию»
«Главное, чтобы жопа в тепле» и т.д.

Творчество – всегда выход за рамки, это не про комфорт, это кровь, пот и слезы. И где-то далеко за горизонтом есть маяк.
А вот, опять же, буряты, даже городские, чувствуют себя частью чего-то большего. Оно конечно понятно, народ по сравнению с русскими небольшой, держатся друг за друга, за родню. Мы так физически не можем, много народа, со всеми не расцелуешься, и все же я им слегка завидую.

 

Ну остальные проблемы как-то сами собой улаживаются, не идет песня – откладываем на месяц-два, глядишь – созреет. Не идет вокал – хлопни коньяку. Не получается сыграть – долби пока руки не отвалятся, само придет.

Главный индикатор – публика, если песню отмечают или просят исполнить, значит быть ей в репертуаре. Еще неплохо, чтобы публика колпачилась, но тут как пойдет.

Говорил с ним в сети М. Юровский

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста